Муха́ррам, мухаррем ( مُحَرَّم - араб. "заповедный", "священный") - название первого месяца мусульманского лунного календаря (хиджры). Первые 10 дней мухаррама - дни траура у шиитов, посвящены памяти великомученика Хусейна 1.
В доисламской Аравии этот месяц был особенно почитаем, наряду с месяцами Раджаб, Зулькада и Зульхиджа. Это были так называемые "запретные" месяцы, в которые не допускалось ведение войны и кровопролитие вокруг Каабы.
Самым почитаемым днем месяца мухаррам считается десятый день или День Ашура, который отмечается как мусульманами-шиитами, так и суннитами.
Другие дни месяца мухаррам также отмечены знаменательными событиями:
Десятый день месяца мухаррам называется Ашура (عاشوراء араб.) - букв. "десятый день". На день Ашура приходится кульминация шиитской траурной церемоний и поминовения имама Хусейна, а сунниты празднуют победу Мусы над войском египетского фараона.
В этот же день произошел целый ряд других примечательных событий. Например, корабль пророка Нуха причалил к горе Джуди, спасся брошенный в огонь пророк Ибрахим, после долгой разлуки пророк Йакуб встретился со своим сыном Йусуфом, пророк Мухаммад прибыл в Медину 5.
День Ашура отмечает также трагические события 10 октября 61 г.х. (680), когда в битве у города Кербела 6 в столкновении с халифскими войсками под командованием Умара ибн Саада погибли внук пророка Мухаммада имам Хусейн ибн Али, его брат Аббас, их родственники и 70 их сподвижников 7. Причиной битвы послужил отказ имама Хусейна признать халифом Язида I (645-683), которому власть передал его отец и основатель Омейядской династии халифа Муавийя (603-680) 8.
Битва при Кербеле оказалась поворотным пунктом разделения шиитской и суннитской ветвей ислама 9.
В связи с этим шииты ежегодно справляют в первые десять дней Мухаррама траур по убитому и обезглавленному Хусейну, которого они считают своим третьим непогрешимым имамом. Кульминация траурных мероприятий приходится на день Ашура.
В память о мученической смерти Хусейна в шиитских общинах принято проводить ряд траурных церемоний. В их число входят мемориальные службы (маджалис аль-тазия); посещение гробницы Хусейна в Кербеле, в особенности в день Ашура и в 40-й день поминок после Ашуры (зиярат аль-арбаин), религиозные церемонии оплакивания (аль-мавакиб аль-Хусейния), театрализованные представления битвы при Кербеле (шабих), самобичевания (татбир) 10.
В память о невинной крови имама участники церемония татбир совершают самоистязания, бьют себя кулаками в грудь, наносят себе удары цепями по спине или мечом (тальвар) по голове, что приводит к истечению крови 11. Самобичевание сопровождается возгласами: "Шах Хусейн! Вах, Хусейн!" (Царь Хусейн! О, Хусейн!), откуда происходит название церемонии - Шахсе́й-вахсе́й 12.
Кровавой практики самобичевания придерживаются шииты-традиционалисты. В результате в дни Ашуры больницы Кербелы ежедневно принимают несколько сотен человек, страдающих от сильного кровотечения 13. Более прогрессивной формой татбира является донорство крови 14.
В 2017 году Совет кадиев Управления мусульман Кавказа призвал к донорству крови вместо самобичевания. В Баку на этот призыв отозвались как минимум 2500 человек.
В дни Ашуры шииты не постятся - это запрещено хадисами. В исламе пост - это акт выражения благодарности Аллаху. Наоборот, в эти дни в мечетях организуются благотворительные обеды или ужины (назри), а прихожане жертвуют продукты и сладости.
Если для мусульман-шиитов Ашура - это день скорби, то для суннитов Ашура - это праздничный день, который связан с памятью о дарованной Аллахом победе Мусе (Моисею) и сынам Израиля над войском египетского Фараона.
По этой причине в день Ашура мусульмане-сунниты постятся. История этого поста восходит к началу мединского периода в жизни пророка Мухаммада. Согласно хадисам из сборника Бухари, когда пророк Мухаммад переехал в Медину, он обнаружил, что для иудеев день Ашура был днем поста (день очищения от грехов - Левит 16:29). Когда пророк поинтересовался причиной этого, ему сказали, что в этот день Аллах спас пророка Мусу и сынов Израиля от войска египетского Фараона, и, в знак благодарности, Муса начал держать пост. На это Мухаммад ответил, что мусульмане ближе к традиции Мусы, чем иудеи и начал поститься, приказав делать это и своим подвижникам 15.
Поскольку известно, что древние арабы в день Ашура также соблюдали пост, эта традиция в своих истоках считается общесемитской. В одном из хадисов 16, переданных Аишой, упоминается о том, что сам пророк Мухаммад еще находясь в Мекке, наряду с другими курайшитами также держал пост в день Ашура, а после переезда в Медину он продолжил эту традицию.
Пост, который мусульмане могут соблюдать 10 мухаррама является желательным, но не обязательным 17. Такого мнения, в частности, придерживался суннитский богослов Абу Ханифа (699-767): "Пост в день Ашура. Это десятый день месяца мухаррам. Желательно вместе с этим днем поститься и одиннадцатого, если не постился девятого числа" 18. После того, как обязательным постом был объявлен пост в месяц Рамадан, обязательность поста в месяце мухаррам была отменена.
Согласно Сунне пророка, для того, чтобы отличаться от иудеев, лучше держать пост месяца мухаррам на протяжении 2 дней (в 9-й и 10-й, либо в 10-й и 11-й дни) 19.
Ашура: