Аварская литература - литература аварцев. Развивается на аварском языке. Истоки аварской литературы в богатом фольклоре (исторические и героические песни, сказки, легенды и предания). В XV веке были предприняты попытки создания аварской письменности на основе арабской графики. Первые литературные произведения, в основном переводы с арабского, появились в XV-XVI веках. В XIX-начале XX века выдвинулись поэты Тажудин ( Чанка ) из Батлаича, Махмуд из Кахаб-Росо, Эльдарилав из Ругжа, воспевавшие человека, жаждущего свободы и счастья. Достижения романтической поэзии этой поры связаны с именем Махмуда, произведения которого отличало умение передать сложную гамму человеческих чувств в их развитии, виртуозность формы. Г.Цадаса обогатил аварскую литературу новыми идейно-художественными установками, противостоящими традиционной восточной поэтике с ее возвышенно-идеалистической образностью. Объектом художественного осмысления для него становится реальная жизнь в ее повседневности, конфликтах и противоречиях. Он обогатил аварскую литературу сатирическими произведениями. В 1920-30 годы наряду с развитием поэзии литераторов старшего поколения ( Г.Цадаса и З.Гаджиев ) происходит становление аварской прозы и драматургии (повести и романы Р.Динмагомаева, комедии Б.Малачханова, З.Алиханова и др.). В период Великой отечественной войны в аварскую литературу пришло новое поколение писателей - Р.Гамзатов, М.Хуршилов, Г. Залов и другие. В 1950-70 годы приобрело всесоюзную известность подлинно новаторское, но жиждещееся на национальной ментальной почве творчество Р.Гамзатова (поэтические сборники "Высокие звезды","Письмена","Остров женщин", поэмы "Горянка","Берегите матерей", лирическая повесть "Мой Дагестан"). Современная аварская проза представлена романами М.Магомедова ("Месть", "Корни держат дерево", "Раненые скалы"), Ф.Алиевой ("Орел точит клюв о камень" , "Восьмой понедельник") , М.Хуршилова ("Сулак свидетель"), повестями М.Сулиманова. Развивается аварская драматургия ( М. Хуршилов, М.Гаирбеков, Г. Залов и др.)
Г. А. Матвеев