В честь 20-й годовщины воссоздания Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви 7 апреля в Степанакерте состоялась торжественная церемония передачи Гандзасарскому монастырю, построенному в 13 веке, иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, находившейся на хранении в Карабахском государственном историко-краеведческом музее.
По словам директора музея, Мелани Балаян, возраст иконы Пресвятой Богородицы можно датировать 18 веком. Но, так как икона не проходила тщательную экспертизу, вполне возможно, что она относится к более раннему периоду.
Также директор музея отметила, что икона за последние несколько лет пользовалась особой популярностью, и многие приходили просто посмотреть на нее.
Торжественная церемония началась в 10 часов утра. Жители Степанакерта и приехавшие из районов Нагорного Карабаха собрались перед зданием историко-краеведческого музея и ждали появления иконы. В сопровождение Архиепископа Паргева Мартиросяна, главы республики, и других должностных лиц, икона была вынесена из здания. Многотысячный кортеж людей двинулась на центральную площадь, откуда икона отправилась в Гандзасар.
"Я не могла пропустить такое событие. Приехала из деревни, чтоб увидеть и помолиться", - рассказывает корреспонденту "Кавказского узла" 53-летняя Нуне Саринян.
"Кто знает, смогу ли я перед смертью поехать в Гандзасар? А сегодня я увидел икону, и на душе стало спокойно", - отмечает 67-летний Сурен Киракосян.
Отметим, что Арцахская епархия была закрыта в 1933 году. Все богатства и раритеты церквей были конфискованы советской властью.
Из Амараского монастыря (начало 4 века, Мартунинский район) были конфискованы все церковные атрибуты и увезены в Баку.
Такая участь постигла и Гандзасарский монастырь. Чудом уцелевшая икона Пресвятой Богородицы много лет находилась в хранилище историко-краеведческого музея. О ее существование было объявлено только после провозглашения независимости Карабахской республики.
Нагорно-Карабахская автономная область, которая с 1923 по 1991 год находилась в составе Азербайджанской ССР, была единственным в СССР образованием, где с 1930-х годов не было ни одной действующей церкви. При этом в Карабахе сохранились христианские памятники 3-4 веков.
По информации пастыря Арцахской епархии архиепископа Паргева Мартиросяна, в начале 20 века на территории Карабаха было 118 церквей и 12 монастырей, но после 1930 года их закрыли, а всех священнослужителей либо сослали, либо расстреляли.
Деятельность Армянской Апостольской церкви в Карабахе была восстановлена в 1988 году воссозданием Арцахской епархии. За прошедший после конфликта с Азербайджаном период в Нагорном Карабахе восстановлено и возведено более 30 церквей.
В Степанакерте, где до последнего времени не было ни одной действующей церкви, вот уже несколько лет возводится соборная церковь. В мае 2007 года в городе было завершено строительство церкви Святого Акопа, которая была построена на средства семьи Ефремян из Лос-Анджелеса.
По Конституции Нагорного Карабаха, Армянская Апостольская церковь является главенствующей в Карабахе, хотя церковь отделена от государства. Тем не менее, начиная с 1992 года, когда в Карабахе происходили активные боевые действия, появилось множество иных религиозных организаций, которые в Карабахе принято именовать сектами.
По словам начальника отдела по вопросам национальных меньшинств и религии при правительстве НКР Ашота Саркисяна, в Карабахе действуют 11 религиозных организаций, головные офисы которых имеют в Армении государственную регистрацию.
Отметим, что новый закон "О свободе совести и религиозных организациях" вступил в силу в январе 2009 года. Религиозным организациям закон определил 6-месячный срок для регистрации. По статье 8 этого закона на территории Нагорно-Карабахской Республики запрещается проповедовать всем религиозным организациям, кроме Армянской Апостольской Церкви с ее традиционными организациями.
Согласно закону, религиозная организация, желающая пригласить к себе гостей из единоверных с ней иностранных общин, например, проповедников, может сделать это, только имея соответствующее разрешение отдела по вопросам религии и национальных меньшинств.
"Подобные меры ограничивают права религиозных организаций, - сказал представитель Свидетелей Иеговы Араик Хачатурян. – Это равнозначно государственной цензуре".
По состоянию на конец марта, в Госрегистре Нагорного Карабаха зарегистрирована лишь одна религиозная организация – "Армянская Католическая церковь Арцаха". 24 января в отдел обратилась также организация Свидетелей Иеговы, которой были предоставлены все необходимые для регистрации документы и бланки. Организация, однако, пока не представила документы для регистрации.
Заявка о регистрации организации "Пламя пробуждения" верующих в Евангелие получила отрицательное заключение отдела и была лишена права на государственную регистрацию. В качестве причины отказа были приведены факты "оказания психологического давления в отношении верующих, что противоречит требованиям ч.1 ст. 19 закона.
В настоящее время в Нагорном Карабахе действуют 12 религиозных организаций, в которых, по приблизительным подсчетам, числятся 3500 человек, из них более 2000 - Свидетели Иеговы.
Неадекватными считает введенные правительством ограничения и Арен Багдасарян, представляющий местную Баптистскую евангелистскую церковь.
"Мы живем в свободной, независимой стране. Если визиты моих братьев по вере могут помочь нашему делу, то мы обязаны это устроить, - сказал он. - Думаю, никто не вправе вмешиваться в эти вопросы".
За прошедшие несколько лет в Карабахе было осуждено 3 человека, которые отказались из религиозных побуждений служить в армии. В январе 2009 года из рядов карабахской армии демобилизован отслуживший срок баптист Гагик Давидович Мирзоян, который так и не дал присягу. Ему выдан военный билет, в котором в графе "присяга" стоит прочерк.
5 сентября 2005 года военнослужащий Гагик Мирзоян, уроженец села Чайлу Мартакертского района НКР, 1986 года рождения, после 9 месяцев службы в рядах Армии обороны Нагорного Карабаха за отказ принять воинскую присягу был осужден по статье 364, ч.1 УК и приговорен к 1 году лишения свободы.
Свои действия Гагик Мирзоян, состоящий в религиозной организации "Евангельские христиане - баптисты", обосновывает тем, что в Библии заповедано не клясться. При этом он выразил готовность продолжить службу в рядах армии без принятия присяги.
Госдепартамент США в ежегодный доклад 2007 года по вопросу свободы вероисповедания включил отчет и о Карабахе. Как говорится в докладе, "в подотчетный период (с 1 мая 2006 года по 30 июня 2007 года) в Нагорном Карабахе был освобожден задержанный ранее баптист Гагик Мирзоян, который был переведен в воинскую часть для завершения военной службы".
Помимо этого, говорится в докладе Госдепа США, продолжают находиться в тюрьме член религиозной организации Свидетелей Иеговы Арег Ованисян, отказывающийся от военной службы из-за религиозного мировоззрения и приговоренный в 2005 году к 4 годам заключения.
Как уже сообщал "Кавказский узел", ранее представители Свидетелей Иеговы и правозащитники выражали обеспокоенность отсутствием в Нагорном Карабахе альтернативной невоенной службы, которую согласны нести члены религиозной организации.
По мнению координатора карабахского комитета "Хельсинкская инициатива 92" Карена Оганджаняна, возможность альтернативной службы вовсе не обязательно закреплять в Конституции Нагорного Карабаха, где это положение отсутствует. "Этот институт можно ввести и отдельным законом, ведь Конституция не запрещает это делать", - сказал Оганджанян. При этом он подчеркнул, что люди должны иметь возможность оставаться приверженными требованиям своего вероисповедания.