Вчера, 7 апреля, обвиняемых в возбуждении ненависти, либо вражды или унижении человеческого достоинства журналистов газеты "Черновик", включая главного редактора, ознакомили с обвинительным заключением, которое они отказались подписывать. Между тем, еще 5 апреля прокурор Дагестана Юрий Ткачев утвердил обвинительное заключение по статье 282 Уголовного кодекса РФ и передал дело в суд.
По словам журналиста Магомеда Магомедова, обвиняемых журналистов ознакомили с обвинительным заключением "задним числом", с нарушением процессуальных норм законодательства.
"Вчера, 7 апреля, нас вызвали к следователю Максиму Мерзабалаеву. Вызывали всех пятерых: Тимура Мустафаева, Биякая Магомедова, Артура Мамаева, Надиру Исаеву и меня. Но Биякай отсутствовал по причине болезни. Нас пригласили, чтобы ознакомить с обвинительным заключением прокуратуры и расписаться, что мы с этим обвинением ознакомлены", - рассказывает журналист.
"На нашу просьбу подождать, чтобы мы могли подписаться в присутствии адвоката, следователь по особо важным делам следственного управления СКП по Дагестану Максим Мирзабалаев ответил отказом под предлогом, что это с нашей стороны является затягиванием процессуальных действий", - отмечает Магомедов.
По словам журналиста, в понедельник, 6 апреля, материалы дела уже ушли в суд. "А во вторник нас только знакомят с этой процедурой. Получается, за нас все решили "задним числом", а Биякаю вообще отказали в ознакомлении с делом. Несмотря на то, что он по состоянию здоровья не может ознакомиться с делом, и у него остался только последний том", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Магомед Магомедов.
О том, что прокурор подписал заключение 5 апреля, журналисты узнали сегодня случайно – как раз сегодня их адвокату пришло письмо из прокуратуры, где говорится об этом. Магомедов отмечает, что все письма с уведомлениями из прокуратуры к ним приходят с задержкой.
"Например, к нам пришло письмо, согласно которому оспорить какие-то моменты по обвинительному заключению мы можем до 30 марта. А письмо мы получили вчера, 7 апреля. На конверте стоит штамп о том, что это письмо вообще доставлено в почту из канцелярии следственного управления только 1 апреля. Получается, что мы лишены права обжаловать какие-то процессуальные действия", - говорит журналист.
Кроме этого, по словам Магомедова, у журналистов есть сомнение в правомерности утверждения обвинительного заключения прокурором республики Дагестан, так как он проходит ответчиком по одному из гражданских дел, которое возбудил "Черновик". Журналисты сомневаются, что Игорь Ткачев осуществлял надлежащий и должный надзор за объективностью расследования их уголовного дела.
По словам Саида Ибрагимова, адвоката журналистов газеты "Черновик", в ходе предварительного расследования было много нарушений.
"В том числе нарушено право на защиту. Мы еще не закончили ознакомление с материалами уголовного дела, а они уже в суд дело передали. Здесь куча нарушений. Я хочу в пятницу всех собрать, зафиксировать эти нарушения и распространить эту информацию через СМИ. А сейчас буду заявлять ходатайство в Советский суд Махачкалы, куда передали уголовное дело из прокуратуры, чтобы его из суда вернули", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат.
Между тем, согласно сведениям, полученным из прокуратуры Махачкалы, в конце почти 8-месячного следствия, обвиняемые журналисты были ознакомлены с материалами уголовного дела в присутствии адвоката с 12 по 23 марта согласно графику ознакомления. 23 марта ознакомление было завершено.
Далее обвиняемым должны были под роспись вручить обвинительное заключение, для чего их вызывали в прокуратуру. Но журналисты отказались расписываться, ссылаясь на отсутствие адвоката.
По мнению представителей прокуратуры, с их стороны не было никаких нарушений, так как это не следственные действия, а просто обвиняемым вручаются обвинительные заключения, под которыми они расписываются, для чего адвокат не нужен. Адвокат по желанию также может получить копию обвинительного заключения, но для этого он должен обратиться с ходатайством.
Низам Раджабов, из службы связей с общественностью Следственного управления следственного комитета прокуратуры по республике Дагестан, пояснил корреспонденту "Кавказского узла": "Я могу вам сказать только, что 6 апреля прокурором республики было утверждено обвинительное заключение по делу "Черновика". Все обвиняемые ознакомлены в соответствии с поставленными ранее графиками".
Раджабов отметил, что в ходе ознакомления с материалами уголовного дела каких-либо ходатайств о производстве дополнительных следственных действий со стороны обвиняемых не поступало. "Никаких нарушений в ходе следствия допущено не было", – добавил представитель прокуратуры.
Уголовное дело по факту публикации в "Черновике" было возбуждено 31 июля 2008 года. Поводом послужила публикация 4 июля 2008 года статьи "Террористы номер один", в которой цитировался один из лидеров боевиков Раппани Халилов. По мнению прокуратуры, в этой, а также ряде других статей оправдывался терроризм. Еще одно уголовное дело было возбуждено в отношении главного редактора издания Надиры Исаевой.
Сама Надира Исаева сочла экспертное заключение, на котором основывалось уголовное дело, недостаточно аргументированным и недобросовестным, а действия правоохранительных органов в отношении нее самой и ее газеты объяснила желанием признать газету экстремистской организацией с целью ее закрытия.
Как сообщал "Кавказский узел", в ноябре 2008 года Федеральный суд Ленинского района Махачкалы обязал газету дать опровержение и принести извинения МВД в связи с публикацией статьи Биякая Магомедова "Нужны "роботы в погонах" (N27 от 4 июля 2008 года). В статье приводились расценки на различные должности, которые, по версии автора статьи, должен был заплатить кандидат, желающий работать в системе МВД.
Отметим, что на XIII международном фестивале журналистов "Вся Россия-2008" в Сочи дагестанский еженедельник "Черновик" занял первое место за цикл публикаций о социально-экономическом и правовом положении в Дагестане.