19:31 / 29.01.2002Хрупкое равновесие у Волчьих Ворот

Только что в Страсбурге закончилась очередная сессия ПАСЕ, на которой европарламентарии признали, что Россия добилась некоторых подвижек в чеченском урегулировании. Другими словами, в регионе начала налаживаться мирная жизнь. В Чечне действительно есть места, где сегодня можно спокойно жить, и это не только традиционно пророссийские районы к северу от Терека.?

Самой верхней точкой Чечни считается Итум-Калинский район. В Итум-Кале обосновались российские пограничники. Если Итум-Кале считать крышей, то Шатой вполне сойдет за чердак. Несколько сел этого района лежат в верхней части Аргунского ущелья, в двух часах езды на машине от Грозного.

Шатой сопротивлялся до осени 2000 года. Сам райцентр - старинное горное селение, где сохранилась еще крепостная стена, которую в прошлом веке попеременно строили то местные жители, то русские солдаты, то воины имама Шамиля, подвергся заметным разрушениям. Музей героя революции Асламбека Шерипова лежит в развалинах, как и некоторые частные дома. Следы войны повсюду, но самой войны нет. Начинаешь верить местным жителям, которые говорят: "Для нас война закончилась полтора года назад". Время от времени проезжает БТР или армейская транспортная колонна. В соседнем большом селении Борзой военные строят постоянную базу. Туда в обход райцентра?протянули свет, прокладывают канализацию. Сейчас здесь стоит мотострелковый полк Министерства обороны, который, видимо, и займет новый городок.?

В Шатойской комендантской роте служат 118 человек, значительная часть которых в прошлом сражалась против федеральных войск.?Кроме комендантской роты в Шатое есть местная милиция.?Как и во всей Чечне, помимо районного отдела внутренних дел есть и временный - ВОВД. Год в Шатое простояли брянские милиционеры, теперь их сменили тамбовцы. Пока тамбовцы не очень освоились и тщательно минируют подступы к своим постам. Впрочем, ни они, ни местные жители жаловаться друг на друга несклонны.

Здесь нет больницы - больных приходится возить за несколько десятков километров в Шали. Могла бы работать школа, но в школе расположилась комендатура. До новогодних морозов занятия шли в палатках, разбитых в сквере.??

Десять дней назад командование решило провести большую спецоперацию в селах на востоке района.?Утром 11 января вертолеты с десантниками прибыли на место: местные жители насчитали всего девять машин. Одна из них приземлилась у окраины селения Дай и высадила десяток бойцов, которые перекрыли дорогу вверх по ущелью. Группа закрепилась в развалинах фермы. А в это время из Шатоя поднимался в ущелье мирный "уазик". Машина принадлежала 44-летнему Хамзату Тубурову. В?машине было пятеро пассажиров, среди них директор и завуч местной восьмилетки, лесник Шатойского лесхоза и тридцатидвухлетняя женщина -инвалид второй группы, мать пятерых детей, предположительно беременная. В Дае в машину втиснулся тридцатидвухлетний Джамайл Мусаев.

"На окраине Дая он был обстрелян, наверное по ошибке, -говорит начальник РОВД Шатоя Магомадов. - Похоже, выживших после обстрела пытали - жители Дая слышали крики, но побоялись прийти на помощь". Следом за первой машиной появилась вторая - "Нива" главы администрации одного из самых отдаленных горных сел. Ее обстреливать не стали, а просто вывели пассажиров и поставили к стенке. В этот момент мимо ехал бронетранспортер Шатойской комендатуры, на броне которого сидел майор Виталий Невмержинский. Майор велел десантному лейтенанту отпустить стоящих у стенки людей. Потом десантники куда-то исчезли, а операцию свернули: она свелась к двум зачисткам в Дае, после которых у местных жителей не осталось ни одной претензии к военным.

В том, что в "УАЗе" погибли мирные жители, у военных сомнений не возникло, а командир мотострелкового полка полковник Тарасов не хотел портить с местными отношения. Спустя несколько часов Тарасову удалось доставить десантников в расположение своего полка в Борзой, где они и были задержаны.?Десантники во всем сознались, после чего их отправили на равнину. А работники прокуратуры еще несколько недель ездили по окрестным селам, чтобы опрашивать свидетелей и просто успокоить людей.

Чеченцы говорили, что по радио сообщили сначала, что в ходе спецоперации убиты шесть боевиков, а потом, что шестеро мирных жителей подорвались на фугасе.??

После всего происшедшего единственный русский, которому здесь пока верят, это полковник Тарасов. Он стал почти что народным героем?за то, что задержал убийц. "Тарасов - хороший командир, его и солдаты слушаются, и люди уважают", - говорит начальник райотдела милиции.

Автор:Иван Сухов