31 мая 2009 года в Южной Осетии должны состояться выборы в парламент республики. Несмотря на то, что, в соответствии с Конституционным законом "О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия", 19 из 34 депутатов парламента РЮО должны избираться по одномандатным избирательным округам и ещё 15 - по партийным спискам, в этом году впервые все депутаты парламента РЮО избираются по пропорциональной системе.
В выборах примут участие кандидаты от четырёх партий: "Единство", Коммунистической партии, Народной партии и Социалистической партии "Фыдыбаста" ("Отечество"). Предлагаем вниманию читателей "Кавказского узла" интервью первого секретаря ЦК Компартии РЮО Станислава Кочиева.
- Назовите, пожалуйста, главные положения Вашей предвыборной программы? Какова ее основная направленность?
- Наша предвыборная программа и платформа взята из жизни. Наша программа многовекторная, потому что для нас сегодня как никогда важны все сферы деятельности. Никуда не денешься от политики, никуда не денешься от экономики и от социальной сферы, никуда не денешься от пресловутой кадровой политики, от всех гражданских свобод, правопорядка и законности.
- Чем отличается эта предвыборная кампания? Каковы её особенности?
- Пока предвыборная кампания носит вялотекущий характер. Поскольку нет щё публичных дебатов, за исключением одной пресс-конференции (она состоялась 30 апреля), которая носила установочный характер. На этой пресс-конференции каждая партия заявила о себе, и предвыборной кампании был дан старт. И мы призываем всех наших оппонентов последовать традиционным для Компартии методам: не поливанием грязью, не огульным охаиванием, без оскорбления чести и достоинства наших граждан, честно и добросовестно провести эту кампанию.
- Как Вы относитесь к принципу пропорциональной системы избирания депутатов?
- Я к этому отношусь весьма положительно, потому что мы когда-нибудь должны были прийти к государственному устройству с достаточно сильной политической системой, укреплению которой способствуют политические партии. Это рано или поздно надо было делать, и хорошо, что мы это сделали именно сейчас. В будущем партии должны определять курс государства и, партии, победившие на парламентских выборах, должны формировать правительство. Поэтому я очень одобрительно отношусь к этому и сам голосовал за этот закон.
- Считаете ли Вы, что эта предвыборная кампания проходит честно, в соответствии с Законом "О выборах" и соблюдением всех демократических принципов гражданского общества?
- Пока не выявлены явные нарушения законов. А если кто-то будет не согласен с чем-то, пусть вынесут на разбирательство суда. Ну, а то, что касается процесса предвыборной кампании, мне очень жаль, что некоторые наши оппоненты пользуются распространением недобросовестных слухов и домыслов. В частности, я скажу о себе: нас обвиняют в том, что мы куплены правительством, что нам купили квартиры, что дали миллионы. Это абсолютная ложь. Вы знаете что Компартия не находится в фаворе у Центризбиркома, и если б ему стало что-то известно, он бы тут же раскусил наших кандидатов и проверил бы все, что касается нашего имущества. Оппоненты хотят усомниться в нашей оппозиционности. А мы - оппозиционная партия, по всем законам политологии. Мы — партия, невостребованная властью: ни одного члена нашей партии нет ни в правительстве, ни в руководстве республики, ни в администрации города Цхинвал. Мы - системная и конструктивная оппозиция. Конструктивная потому, что мы действуем в рамках закона, в рамках Конституции. К тому же, мы - парламентская партия, и парламентским путем хотим добиться власти, т.е. получить большинство, чтоб возглавить парламент и осуществить нашу программу. Мы этого не скрываем. Мы не призываем к Фронде, к народному восстанию, к народным бунтам. Это абсолютно бесперспективно и было бы губительным для нашего государства. Системной оппозицией мы являемся потому, что мы в оппозиции к власти по всем системным направлениям, кроме внешней политики. По законам политологии, люди, невостребованные во власти, оказываются в оппозиции. Эти законы политологии нельзя ни изменить, ни отменить, также как и законы общества.
- По каким именно вопросам вы расходитесь с позицией официальной власти?
- С позицией официальной власти мы расходимся по вопросам и экономической, и социальной сферы, и в области укреплении правопорядка. Особенно мы в оппозиции к власти по кадровой политике, и считаем ее порочной и, более того, ущербной для Осетии. Мы не понимаем: если для республики нужны какие-нибудь посредственности, то зачем их привлекать со стороны? У нас очень много вопросов к нынешней власти в сфере гражданских свобод, в молодежной политике. По всем этим вопросам мы находимся в оппозиции к власти. И считаем, что можем справиться с существующими проблемами гораздо лучше, чем нынешняя власть. Потому и боремся законным путем с этой властью.
- Каков Ваш взгляд на внешнеполитический вектор Республики Южная Осетия: следует ли дальше продолжать добиваться признания республики или взять курс на объединение двух Осетий и вхождение в состав РФ?
- Несомненно, нужно добиваться признания дальше. Мы не должны останавливаться только потому, что две страны – Россия и Никарагуа - нас признали. Россия столько усилий приложила к нашей свободе, что она не могла нас не признать. Это как само собой разумеющееся. Иное дело - другие страны. Сейчас приоритетное направление во внешней политике, с нашей точки зрения, – углубление и укрепление всяческих связей с Российской Федерацией. Одним из приоритетных направлений также является укрепление связей с бывшими странами Советского Союза, со странами СНГ. Сегодня во многих странах коммунисты приходят к власти: или в парламентах занимают большинство мест, или они становятся президентами, или становятся премьер-министрами. Сегодня коммунисты имеют большую фракцию и в Европарламенте. И мы хотим именно с этими странами развивать отношения, при помощи Компартии РФ. Мы должны иметь выход на все страны мира и заявить о себе, заявить о том, что мы существуем, как состоявшееся государство. А если мы будем заниматься интригами, срывать выборы и т.д., то это не сделает чести абсолютно никому. Это будет говорить о том, что мы - несостоявшееся государство, и с нами никто не захочет иметь отношения. Потом мы должны исключить срыв выборов или бойкот голосования. Это приведет к гибели нашей страны. Если народ хочет избавиться от нынешнего правительства, то он должен прийти на выборы и честно отдать голоса тем представителям партий, которые находятся в оппозиции. Мы вместе должны бороться с нынешней властью.
- Почему коммунисты участвуют во всех выборах в Южной Осетии от имени российской партии КПРФ? Целесообразно ли создать местную партию?
- Мы - абсолютно самостоятельная организация. Более того, мы были одной из 5 партий, которые учредили "Союз коммунистических партий КПСС", которую возглавляет Г.Зюганов. В целом в этот Союз входит 21 коммунистическая партия. Мы никогда не являлись дочерней организацией КПРФ. Правда, мы раздаем российские билеты КПРФ членам нашей партии, потому что многие из нас являются гражданами РФ, и мы имеем российские паспорта. Но мы не являемся составной частью Компартии РФ.
- Возможно ли установление добрососедских отношений с Грузией? Следует ли разрешить возвращение грузинским беженцам в места прежнего проживания? Если да, то на каких условиях?
- Я думаю, что не только возможны, но и необходимы добрососедские отношении с Грузией. Иначе, в состоянии перманентной войны, мы будем пребывать очень долго. Мы - миролюбивая страна и предлагаем руку дружбы нашим вчерашним врагам. Это наше принципиальное убеждение. Потому, что мы не можем вырезать свою территорию по периметру границ и унести куда-нибудь. Мы вынуждены мирно сосуществовать с этой страной. А то, что касается беженцев, то этот вопрос настолько болезненный, что его сегодня вряд ли можно будет решить. Потому, что не зажили еще раны, не забыты еще оскорбления, не забыта еще совсем недавняя война. Поэтому об этом говорить очень и очень рано.
- Какова позиция Вашей партии по отношению к решению Москвы взять в свои руки контроль за восстановлением инфраструктуры республики? Какова Ваша оценка по освоению российских средств на восстановление инфраструктуры?
- Нам деньги выдает Москва, и она вправе решать, кому и как их выдавать. Значит, есть какое-то недоверие к каким-то структурам в Южной Осетии, потому она и решила взять всё под свой контроль. Москва выдает деньги, она и назначает людей, которым она верит. И если то, что было до сих пор, не привело к улучшению, то надо пробовать другие варианты. И думаю, что это приведет к лучшему.
- Сколько мест в нынешнем парламенте занимают коммунисты? И есть ли среди членов Вашей партии чиновники?
- В уходящем парламенте, в парламенте 4-го созыва, мы занимаем четыре места. Потому, что на прошлых выборах нам не удалось переломить мнение население о том, что если они проголосуют не за "Единство", то Россия отвернется от нас. Это абсолютно ложное мнение. Ибо есть много случаев, когда к власти приходили коммунисты и они традиционно были пророссийской ориентации, более пророссийской, чем какая бы то ни была буржуазная партия. Последний пример: Молдова. Посмотрите, как Россия во главе с Медведевым и Лавровым горой встала за коммуниста Воронина, который выиграл выборы. И позиционировать себя таким образом, как это делала партия "Единство", - ложная тенденция. И мы считаем такие сравнения необоснованными. Что касается действующих депутатов от нашей партии, то это я – Кочиев Станислав Яковлевич, а также Бестаев Григорий Павлович, Джуссоев Нафи Григорьевич и Санакоев Георгий Ревазович. И среди нас нет чиновников. Более того, несмотря на то, что Компартия - вторая по численности фракция в Парламенте, у нас нет ни одного даже заместителя какого-либо парламентского комитета и нет отдельного комитета. Так что, мы были просто рядовыми депутатами, и это еще одна причина того, почему мы в оппозиции.
- Что Вы ожидаете от нового состава парламента?
- В парламенте нового созыва мы рассчитываем на относительное большинство мест, чтобы мы смогли без проблем осуществить нашу программу, которую считаем оптимальной для Южной Осетии. И одним из первых решений нового парламента должна быть политико-правовая оценка августовским событиям прошлого года. До сих пор наш парламент этого не сделал. Нужно также дать политическую оценку правительству: чем оно занималось, исполняло ли в полной мере возложенные на него конституционные обязанности, оправдало ли доверие народа. И политические характеристики каждого из министров и ответственных людей в этом правительстве. Прежде, чем идти вперед, мы должны расчистить завалы прошлого, чтоб народ знал, кто чего стоит.
- Как Вы считаете, чем отличается ваша предвыборная программа от программы ваших соперников?
- Я не смотрел предвыборную программу наших оппонентов. У нас программа коммунистической партии, которая видоизменяется каждый раз во время предвыборных кампаний. Я не могу говорить о программах буржуазных партий. Я думаю, что наша программа отличается тем, что она доступна и она осуществима.
- В чем плюсы и минусы политики Москвы в Республике Южная Осетия?
- Во первых, самые большие плюсы - это то, что Россия отвоевала для нас независимость, после кровопролития, которое учинила Грузия. И факту нашей независимости мы безмерно рады. Правда, 16 марта 2008 года, во время парламентских слушаний в Москве, КПРФ в своем заявлении предложила 4 пункта, которые были согласованы с нашей делегацией. Это: немедленное признание Южной Осетии; заключение с ней военного договора; замена миротворцев регулярными войсками (ибо у миротворцев ограниченные функции); и денонсация соглашения о признании территориальной целостности Грузии. КПРФ и их союзники смогли набрать 90% от необходимого числа голосов, но большинство парламента, в лице "Единой России" и ЛДПР, сорвало этот процесс. Если б решение КПРФ тогда прошло, то скорее всего не было такого кровопролития, которое случилось в августе прошлого года.
- Учитывая ситуацию, сколько голосов избирателей вы предполагаете получить?
- Очень неблагодарное дело гадать на кофейной гуще. Я не верю в мистику, - как поработаем, так и получим. Как сможем преодолеть сплетни и домыслы, которые против нас будут развивать наши оппоненты, так и будет. Я призываю народ не слушать эти сплетни. Пусть они останутся на совести тех, кто их плодит и кто им верит, а кто не верит – за нами, на штурм власти!
5 мая 2009 года