Сегодня в городском суде Нальчика под председательством федерального судьи Асланбека Жигунова начались слушания по иску 84 сотрудников отдела внутренних дел Терского района Кабардино-Балкарии к Министерству внутренних дел республики о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни и иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством России.
Как стало известно корреспонденту "Кавказского узла", на сегодняшнее заседание представители МВД КБР по запросу суда должны были представить справки о заработной плате истцов за весь период прохождения службы, табели учета рабочего времени, а также приказы об усиленном варианте несения службы.
Однако, юрисконсульт МВД КБР Елена Викторова представила только табели учета рабочего времени, и то не в отношении всех истцов и не на весь период их работы, а выборочно за отдельные месяцы с 2004 по 2008 год, тогда как, со слов истцов, усиления были у них с 1997 года.
Поясняя причину непредставления необходимых для рассмотрения дела документов, Елена Викторова сказала, что Терское РОВД является самостоятельным юридическим лицом. "Приказы о сверхурочной работе издавались руководством РОВД. В МВД нет таких приказов", - отметила юрисконсульт МВД КБР.
Елена Викторовна также сказала, что для выполнения запроса суда требуется проделать большой объем работы. "Каждый из истцов имеет право самостоятельно обратиться в МВД и получить справку", - подчеркнула юрисконсульт. Она сослалась на статью 57 Гражданско-процессуального кодекса, согласно которой истец сам должен представлять доказательства. При этом, представитель МВД КБР не гарантировала, что истцы получат нужные документы, в связи с тем, что их выдает "другая служба".
Представитель Терского РОВД пояснил, что документы хранятся в районном отделе только два года, а потом сдаются в архив МВД КБР. Он уточнил, что сведения о выплатах отражаются в карточках денежного довольствия. Он также сообщил, что фактов "начисленных и не выданных денежных средств" по Терскому РОВД не имеется.
"Дело в том, что ни одного доказательства, даже того, что истцы могли бы собрать, они не собрали, а пришли и говорят - "докажите нам, что МВД нам должно деньги. Сделайте за нас нашу работу, сделайте свою работу и докажите, что вы нам должны деньги". Это - смешная позиция", - сказала Елена Викторова корреспонденту "Кавказского узла" после судебного заседания. Позицию МВД КБР по делу она обещала озвучить на следующем судебном заседании, которое назначено на 18 мая.
Юрист, представляющий интересы истцов, генеральный директор юридической компании "Гермес" Тимур Богатырев рассказал, что первый запрос о представлении тех документов, которые хранятся в МВД как у работодателя по отношению к истцам, суд сделал два месяца назад.
"С тех пор уже прошло два заседания для подготовки доказательной базы, но никаких документов МВД КБР не представлено. Сегодня суд отложил основные слушания на 18 мая, в рамках которых могло бы быть вынесено решение", - отметил Тимур Богатырев.
По мнению адвоката, "это – стандартная линия поведения ответчика, чтобы уклониться, затянуть процесс и не выплатить денежные средства". По словам адвоката, речь идет о суммах в размере от 300 тысяч до одного миллиона рублей на каждого истца.
Сами истцы рассказали корреспонденту "Кавказского узла", что они представляют различные службы районной милиции – ППС (патрульно-постовая служба), ИВС (изолятор временного содержания), ГИБДД, участковые, и даже службу тылового обеспечения. По их словам, приказы о дополнительных выплатах за службу в усиленном режиме, которые издавались с 1997 года, от них держали в секрете.
После того, как они написали иск в суд, на них стали оказывать давление. "Я работал помощником участкового уполномоченного, а после того, как в РОВД поступил запрос адвоката о заработной плате, меня перевели в ППС",- сообщил Лиуан Бжебахов. С тылового обеспечения в ППС был переведен и еще один истец - Анатолий Гедгагов.
По словам милиционеров, Терский район граничит с Ингушетией, где длительное время сохраняется напряженная обстановка, а многие из них несут службу на границе, подвергаясь риску. "По закону о милиции у нас стаж должен исчисляться из расчета полтора года за год службы. Но и этого нет", - говорит один из истцов.
Напомним, что в конце прошлого года "Кавказский узел" сообщал о невыплате в Кабардино-Балкарии военнослужащим и лицам, приравненным к ним, "боевых" и сверхурочных, предусмотренных федеральным законодательством за несение службы в периоды усиления и в нерабочее время. В ряде случаев срок невыплат достигает 10 лет.
"Большинство сотрудников в период несения службы даже не были ознакомлены с соответствующими приказами о дополнительных выплатах. Многие узнали о своих правах уже после увольнения со службы, причем в большинстве случаев из слухов по аналогичным судебным делам, проходящим в соседних регионах", - говорит Богатырев.
Тимур Богатырев тогда рассказал, что суды в республике крайне неохотно восстанавливают офицерам сроки на обращение в суд, несмотря на очевидные нарушения их трудовых прав и федерального законодательства, регулирующего правовое положение этой категории лиц.