Россия сегодня воспользовалась правом вето и блокировала продление миссии ОБСЕ в Грузии. Москва исходила из того, что Южная Осетия является самостоятельным государством. Цхинвал предлагает ОБСЕ открыть отдельное представительство в республике, которым бы непосредственно руководили из Вены, где у ОБСЕ находится штаб-квартира.
Напомним, что 12 мая в Вене началось рассмотрение вопроса продления мандата миссии ОБСЕ в Грузии. На обсуждение вынесено предложение по новому плану мониторинга, из которого исключены упоминания, как Грузии, так и Южной Осетии. В Вене рассчитывали, что компромиссный вариант позволит преодолеть сопротивление России и добиться продолжения наблюдательной миссии.
В предложении, внесенном от имени Греции как действующего председателя ОБСЕ, говорилось, что 22 наблюдателя будут размещены в грузинском селе Каралети, еще 8 - в Цхинвале.
Дипломатические источники сообщают, что во внесенном российской стороной варианте нет упоминания о "свободных и беспрепятственных контактах и передвижениях" наблюдателей через границу Грузии и Южной Осетии. Россия считает, что о таких передвижениях следует договариваться отдельно с "компетентными властями" Южной Осетии. Москва также предлагает создать отдельные штабы для миссий ОБСЕ в Южной Осетии и Грузии.
Таким образом, наблюдатели ОБСЕ должны будут покинуть Грузию и территории, прилегающие к зоне конфликта в Абхазии и Южной Осетии до 30 июня, если текущий председатель организации - Греция - не сможет добиться согласия по этому вопросу среди 56 членов организации, включая Россию и Грузию, передает Reuters.
По словам министра иностранных дел Южной Осетии Мурата Джиоева, слова которого приводит сайт министерства печати и массовых коммуникаций республики, в руководстве по-прежнему считают неприемлемым, чтобы миссия ОБСЕ в Южной Осетии была частью миссии ОБСЕ в Грузии. Министр напомнил, что его страна после августа 2008 года неоднократно обращалась к руководству ОБСЕ с предложением определить "наши дальнейшие взаимодействия".
"К сожалению, на сегодняшний день наши отношения еще не определены. Разумеется, ОБСЕ в том виде, в котором работала в Южной Осетии до агрессии Грузии, работать уже не может и не работает. Суть наших предложений состоит в том, что ОБСЕ может открыть на территории Южной Осетии специальную миссию, прямо подчиненную Вене. То есть, для нас ни в коей мере не приемлемо, чтобы Миссия ОБСЕ, работая в Южной Осетии, была частью Миссии ОБСЕ в Грузии. Это уже пройденный этап и об этом речи быть не может", - сказал Джиоев.
Министр раскритиковал предложение греческого председательства ОБСЕ, предполагающее нахождение тридцати представителей ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии. "Однако, по мнению греческого председательства, это должна быть одна группа под общим руководством, в чем мы усматриваем грузинский "зонтик". Мы письменно дали ответ греческому представительству, что подобный вариант Южную Осетию не устраивает. Мы готовы к полномасштабному сотрудничеству с международным сообществом, в том числе и с ОБСЕ, но это должно быть сотрудничество напрямую, а не через Грузию", - цитирует слова министра агентство "Новости-Грузия".
Посол Грузии в ОБСЕ Паата Гаприндашвили, комментируя содержание документа перед заседанием, отметил, что "председательство Греции в ОБСЕ провело большую работу", и России будет дан еще один шанс сделать выбор между самоизоляцией и сотрудничеством с международным сообществом в рамках ОБСЕ, передает агентство "Грузия Online".
"Международное сообщество выразило полную поддержку продлению мандата миссии ОБСЕ. К сожалению, последнее слово остается за Россией", - заявил Паата Гаприндашвили.
Как сообщал "Кавказский узел", мандат Миссии ОБСЕ в Грузии, где эта организация работала с 1992 года, был прекращен после того, как Россия 22 декабря 2008 года на заседании постоянного Совета ОБСЕ не согласилась на его продление.
12 февраля 56 стран ОБСЕ приняли решение о продлении мандата военных наблюдателей ОБСЕ в Грузии. В настоящее время достигнут временный компромисс, по которому 20 военных наблюдателей организации продолжают работу в Грузии до июня 2009 года. В Москве приветствовали это решение. В заявлении российского МИДа говорилось, что это послужит делу укрепления безопасности Южной Осетии. Между тем, как отмечали официальные представители ОБСЕ, продление срока пребывания военных наблюдателей не означает продления мандата миссии этой организации в Грузии.