14:21 / 27.05.2009В Карачаево-Черкесии безработные выживают за счет торговли вязаными вещами (Видео)

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Карачаево-Черкесии более 5000 человек занимаются вязанием трикотажных изделий. В то же самое время число официально зарегистрированных безработных за последние пять месяцев в Карачаево-Черкесии увеличилось на 33,3%, достигнув 8 тысяч человек.

Как передает корреспондент "Кавказского узла", на одном из заседаний правительства министр труда и социального развития Карачаево-Черкесии Мурат Тхакохов заявил, что с ноября месяца на учет стали около 2 тысяч безработных.

По словам министра, цифра выросла в связи с тем, что произошел "выход из тени" тех безработных, которые не становились на учет в течение многих лет, но в связи с повышением пособия по безработице зарегистрировались в текущем году.

Первый поток безработных приспособился к "вязаному" рынку еще во время кризиса 1990-х годов, второй присоединился в 2009. Живут эти люди тем, что вяжут и продают на рынке в Черкесске трикотажные и шерстяные вещи. Рынок, известный в народе как рынок вязаных вещей или ночной рынок, находится в микрорайоне Водоканал. При нем так же по субботам работает и автомобильный рынок, но в с основном на этот рынок приезжают люди, которые заинтересованы именно в вязаной продукции и нитках для вязания.

В ночь на субботу, еще до рассвета, люди занимают места и ведут оптовую торговлю, зачастую приезжая из самых отдаленных уголков республики.

Широкий ассортимент вязаной продукции - шали, носки, свитера, жилетки, пинетки - все, что успели связать и вышить, домохозяйки стараются реализовать в этот день, часть дохода от проданных изделий уйдет на закупку пряжи, другая - на семейные нужды.

"Я покупаю несколько килограмм пряжи, столько, чтобы на неделю хватило, между домашними делами и по вечерам вяжу, в субботу выношу на рынок и продаю. Повезет - все могу оптом еще до рассвета продать, нет - приходится сидеть целый день. А как выжить по-другому? У нас в поселке Московском другой работы просто нет: есть только частные ларьки и тепличный комбинат "Южный". На "Южном" платят хорошо, но не каждый сможет там работать, для этого нужно хорошее здоровье, а у меня его нет", - рассказала жительница поселка Московский Эльвира.

"Шерстяным" бизнесом в республике население занимается уже давно. В селах и районах, где нет работы, рукоделием занимаются и мужчины: сами вделывают шкуры и шьют из них теплые одеяла и подушки, делают поделки и мебель из дерева.

Часть населения занимается вязанием практически с детства - по привычке, другая видит в производстве вязаных вещей свой единственный вид семейного достатка.

"Такие вещи в цене резко падают, их продают практически за стоимость пряжи - просто чтобы вернуть деньги. Когда вещи упаковывают перед дорогой, их прессуют, а после пресса она уже редко когда имеет нормальный вид", - рассказала Альбина Токова из села Учкекен.

Но и новые вещи на рынке относительно дешевые, вяжутся либо вручную, либо в подпольных трикотажных цехах. Рынок частный, а торговля на нем не легализованная. И, как рассказал Умар Темиров, легализовать "шерстяной бизнес" значит оставить какое-то количество граждан без средств к существованию.

"Есть, конечно, у нас в республике и монополисты, и их немало. Состояния не сделаешь, но жить можно, и основная масса торгующих все-таки живет с этого рынка, другого выхода просто нет", - рассказал он.

Частный рынок, работающий только по выходным, больше напоминает стихийную ярмарку, но именно с этой ярмарки каждую субботу уезжают автобусы до отказа груженые вязаными изделиями на Черкизовский рынок в Москву. Там шаль, купленную в Карачаево-Черкесии за 100-120 рублей, продадут минимум за 400. В Сибири в сезон цена на вязаные вещи и вовсе возрастает в 10-15 раз.

Как рассказали торгующие, спасают жителей Карачаево-Черкесии российские зимы. В сезон - как правило, это весна-осень - трикотажных рук мастерам удается что-то заработать, а вот в остальное время, если нужны деньги, вещи продают практически за бесценок.

Отметим, что служба занятости КЧР прогнозирует рост безработицы до 12 тысяч человек к концу 2009 года.

За вещами, продаваемыми на черкесском "вязаном рынке", приезжают со всей России. Продают их как потомственные ремесленники, так и люди, для которых рынок - единственная возможность заработать на жизнь. Подробнее смотрите в видеосюжете "Кавказского узла".

Автор:Бэлла Ксалова