01:30 / 30.05.2009В Кабардино-Балкарии судят милиционера, пытавшегося подбросить задержанному наркотики

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Терском районном суде Кабардино-Балкарии рассматривается уголовное дело в отношении старшего оперуполномоченного Уголовного розыска МВД КБР Аскербия Хамбазарова, по данным следствия, пытавшегося подбросить задержанному по ошибке человеку наркотики.

Милиционер обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных статьями 285, 286, 292 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, должностной подлог).

1 февраля 2003 года им было заведено оперативное дело на жителя города Терек Валерия Гяургиева, 1966 года рождения, сотрудника районной станции юных техников.

По мнению представителя потерпевшего Мухарби Карданова, незаконность действий Хамбазарова заключается в том, что он поставил на оперативный учет и подверг оперативной разработке Гяургиева без достаточных для этого оснований.

Как установило следствие, капитан милиции Хамбазаров, являясь должностным лицом, 18 сентября 2003 года, подъехал на автомашине к дому №9 по ул. Ногмова в г. Тереке Кабардино-Балкарии, где незаконно задержал Гяургиева. После этого он пытался подбросить задержанному наркотик. Однако довести этот умысел до конца во дворе указанного дома ему помешали активное противодействие со стороны Гяургиева и три женщины, случайные очевидцы совершаемых милиционером противозаконных действий.

После этого Хамбазаров доставил Гяургиева в здание УБОП МВД КБР и в служебном кабинете потребовал от задержанного подписать пустой бланк. Когда Гяургиев отказался сделать это, Хамбазаров стал избивать его, одновременно пытаясь силой положить Гяургиеву в карман наркотическое средство, но не смог, так как Гяургиев продолжал оказывать активное физическое сопротивление, требуя пригласить адвоката и понятых.

Оставив Гяургиева в служебном кабинете, милиционер, утверждает следствие, с целью придания законности своим преступным действиям, поехал в станицу Александровская Майского района республики и пригласил в качестве понятых граждан Андрющенко А.А. и Медведева А.А., для "удостоверения" факта изъятия наркотических средств у Гяургиева.

При этом понятые не присутствовали при оформлении протокола и не могли в связи с этим удостоверить процесс якобы проведенного личного досмотра Гяургиева, а под принуждением и угрозами Хамбазарова вынуждены были подписать протокол личного досмотра задержанного. В нем говорилось, что им в присутствии понятых у Гяургиева было обнаружено и изъято наркотическое вещество - экстракт маковой соломки общим весом 0.21 грамм.

Как отмечает обвинение, в результате умышленных преступных действий Хамбазарова были существенно нарушены охраняемые государством конституционные права и законные интересы Гяургиева. Ему при этом были причинены телесные повреждения, квалифицирующиеся согласно заключению судебно-медицинской экспертизы как легкий вред здоровью.

На основании сфальсифицированных доказательств 23 сентября 2003 года в отношении Гяургиева было возбуждено уголовное дело. Постановлением от 20 ноября 2003 года уголовное преследование в отношении Гяургиева было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Как стало известно корреспонденту "Кавказского узла", проверка законности действий Хамбазарова проводилась с 2003 года. В 2006 году следователем прокуратуры Терского района было вынесено два постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении милиционера.

При этом в одном из постановлений основанием отказа в возбуждении уголовного дела послужило изменения правительством РФ размера наркотического вещества, хранение которого влечет уголовную ответственность. Служба безопасности и УБОП МВД КБР по запросу суда и Республиканского общественного правозащитного центра осенью 2008 года по различным основаниям отказались проверить законность действий Хамбазарова

Как позже выяснилось, в оперативные службы поступала информация о преступной деятельности некоего лица по кличке "Гёл". По мнению Мухарби Карданова, представляющего интересы Гяургиева, Валерий Гяургиев перепутали именно с этим человеком.

Согласно ст. 14 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Хамбазаров был обязан принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина. Вместо этого он, грубо нарушил закон, злоупотребляя своими должностными полномочиями, с целью повышения своих показателей в работе, заявляет защитник.

Карданов рассказал, что Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" гласит, что органы, должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина. По его словам, согласно этому закону, не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом.

В настоящее время, в соответствии с упомянутым законом потерпевшей стороной принимаются меры проверки законности действий подсудимого Хамбазарова по постановке Гяургиева на оперативный учет как лица, подготавливающего и совершающего преступления.

Получить какие либо комментарии в МВД КБР не удалось. Начальник Уголовного розыска МВД КБР Зубер Шукаев, в подчинении которого работает в настоящее время Хамбазаров, заявил корреспонденту "Кавказского узла", что он "вообще не в курсе, о чем идет речь".

Отметим, что президент республики Арсен Каноков, выступая 15 января на коллегии МВД по КБР по итогам оперативно-служебной деятельности за минувший год, особо подчеркнул, что "обеспечивать порядок могут только люди, которые неукоснительно соблюдают закон сами, поэтому самые решительные меры должны применяться к тем, кто ставит личные интересы выше общественных".

Ранее "Кавказский узел" писал о жалобах жителей республики на сотрудников правоохранительных органов, оказывающих на них давление.

Так, в июле прошлого года Арсен Гучапшев жаловался на давление со стороны оперативного сотрудника Чегемского РОВД, входящего в следственную группу по раскрытию убийства предпринимателя Мурата Мукова, с целью принуждения его к даче ложных показаний против задержанного по обвинению в убийстве Керима Малкарова.

В марте 2008 года житель селения Инаркой Терского района Кабардино-Балкарии Мурадин Гермашиков обратился в общественный Правозащитный центр с просьбой защитить от давления силовых структур, которое последовало после его действий по защите своего права на земельный надел.

Автор:Луиза Оразаева