09:48 / 09.06.2009Угроза миру и стабильности в Дагестане

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Заявление Правозащитного центра "Мемориал"

Убийство министра внутренних дел Дагестана Адильгерея Магомедтагирова (Махачкала, 05.06.2009) заставляет задаться вопросом: какова главная угроза миру и стабильности в республике?

Обсуждаются две основные версии покушения. Согласно первой, его организовало исламское фундаменталистское подполье. В соответствии со второй версией, причиной убийства стала борьба кланов за власть в республике.

Да, последние годы подполье ведет настоящую охоту на старших офицеров правоохранительных органов и силовых структур республики.

С другой стороны, на протяжении последних полутора десятилетий в ходе борьбы криминальных этнократических группировок за власть и влияние в республике тоже проливалась кровь: происходили кровавые "разборки", заказные убийства, покушения на политиков и чиновников. В пользу второй версии говорят обстоятельства покушения, использованное киллерами оружие, стоящее на вооружении элитных отрядов специального назначения и ранее не применявшееся в криминальных эпизодах.

Мы надеемся, что преступление будет раскрыто, а виновные наказаны. Будущее покажет, какая из версий верна.

Однако поразительно, что в СМИ и обществе эти две версии обсуждаются как равновероятные. Кто убил главу МВД? Непримиримые противники российского государства? Или те, кто входит во властные органы этого государства и надеется завтра управлять Дагестаном? Сама по себе постановка вопроса указывает на недопустимость сложившейся в Дагестане ситуации.

О том же свидетельствует и наш многолетний опыт работы в регионе.

Безусловно, исламистское вооруженное подполье представляет серьезную угрозу, и государство должно с ним бороться.

Однако нам представляется, что ещё большую угрозу для Дагестана представляет клановый уклад, борьба за влияние между группировками. Это не «внесистемный» криминал: кланы пронизывают снизу доверху властные структуры, правоохранительные органы и бизнес. Положение человека в обществе во многом определяется его близостью к руководству того или иного клана. Эта система порождает коррупцию, невиданную даже для Северного Кавказа. Она не оставляет многим гражданам республики надежды на достойную жизнь, сеет в многонациональной республике межэтническую рознь. Неизбежным следствием такого положения дел являются и политические убийства.

Эта система сама создает новых сторонников враждебного ей вооруженного подполья. Немало людей, не приемлющих сложившееся положение дел, ищет выход и, к сожалению, находит его в идеях построения исламского государства. Многих этот путь приводит в вооруженное подполье. Для того чтобы российское государство могло справиться с этой угрозой, необходимо предпринимать реальные шаги к ликвидации другой, ещё более серьёзной угрозы для мира и стабильности в Дагестане, – системы криминализованных кланов, укоренённых во властных и силовых структурах.

8 июня 2009 года

Автор: