февр. 04 2002, 14:41

Северокавказская семья: к вопросу о формировании (ретроспективный взгляд)

Семья, где бы она ни существовала, остается малой социальной группой, члены которой связаны родственными узами, взаимными обязательствами. "Северокавказская семья" - не "семья" в ее конкретно-дефинитивном виде, а понятие, отражающее общие тенденции и закономерности, основывающиеся прежде всего на традиционной культуре народов в сфере семьи в масштабе региона. Ее, северокавказскую семью, образуют многие общие, даже одинаковые явления, обусловленные близким соседством, природно-климатическими условиями, историко-культурньми, хозяйственно-бытовыми и прочими традициями и особенностями народов, которыми они обменивались.

Несмотря на это, "семья и семейный быт народов региона ни в прошлом, ни теперь не идентичны. Отдельные народы (или по крайней мере многие из них) развивались в разнообразных природных и хозяйственных условиях, достигли неодинакового социально-экономического и культурного уровня, испытали разные исторические влияния и в результате всего этого выработали различные этнокультурные традиции".1

Все это и формировало семью у народов Северного Кавказа. Здесь наряду с общими признаками предполагается и наличие значительных различий. Последние прежде всего касались и касаются экзо- и эндогамной строгости при заключении брака. Думается, следовало бы выделить различия 5 типов.

1. Строгая, или категорическая, экзогамность, когда браки внутри рода были запрещены, причем не только до седьмого-восьмого колена, но и внутри фамилии вообще - у адыгов, абазин, осетин. "Брак у черкесов всегда был экзогамным, - пишет И.Х. Калмыков, - нарушителей правил экзогамии изгоняли за пределы родины. Не разрешались браки даже между однофамильцами по отцовской и по материнской линии, а также между потомками двух лиц, находившихся в молочном родстве".2

2. Строгая экзогамность по отцовской линии и либерализация запретов по материнской линии - у чеченцев и ингушей. Запрещение брачных отношений внутри чеченского тайпа, например, обосновывалось тем, что у кровнородственных супругов может не быть многочисленного и здорового потомства. "Запрещение браков внутри тайпа, - отмечает исследователь чеченских тайповых отношений М. Мамакаев, - не является результатом законодательного акта. И все же чеченцы стараются до сих пор держаться этого принципа. Отдельные тайпы, ставшие на путь нарушения экзогамии, например цадахроевцы, преследовались общественным мнением всех тайпов. Почему? Да потому, что родственница по отцовской линии считается сестрой любого члена данного тайпа. Кровнородственные связи у чеченцев развиты настолько сильно, что они тянутся, вернее, не прекращаются до седьмого-восьмого поколения...

Им - "близким" и даже "причастным" (седьмое и восьмое колена - А.М.) родственникам по отцовской линии - и то не давалось право на бракосочетание, на кровосмешение между собой. Тогда как такие же "близкие" родственники по материнской линии имели право на брак между собой и на кровную месть. Хотя, надо отметить, что брак по линии матери для первого, второго и даже третьего поколения не рекомендовался.3


Полный текст

Комментарии (1)