ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Впервые за много лет на Московском международном кинофестивале (ММКФ XXXI, проходящем с 19 по 28 июня) значительными блоками кинолент представлены две страны Южного Кавказа - Грузия и Армения.
В этом году на отбор ММКФ пришло свыше тысячи фильмов. В основной конкурс отобрано 16 лент, в конкурс дебютных, поисковых и экспериментальных работ "Перспективы" - 14. В двадцати ознакомительных, специальных и ретроспективных программах участвуют 210 фильмов, свыше 100 фильмов представлены в программе российского кино. Кроме того на фестивале уже десять работает программа "МедиаФорум", представляющая широкий спектр произведений в жанрах авангардного кино, видеоарта и перформативного мультимедийного искусства.
Большое Жюри, которое судит картины основного конкурса, в этом году возглавил российский режиссер Павел Лунгин. В Жюри также входят классик индийского кино Шьям Бенегал, английский продюсер Ник Пауэлл, украинский сценарист и киновед Сергей Тримбач и казахская актриса Гульнара Дусматова. Жюри конкурса "Перспективы" возглавляет австрийский режиссер Роберт Дорнхельм (постановщик последней телеэкранизации "Войны и мира" Л. Н. Толстого), также в него вошли английский режиссер Майкл Кейтон-Джонс и российская актриса Алена Бабенко.
В настоящее время фестиваль уже вступил в завершающую стадию. По его итогам будут вручены статуэтки Святого Георгия - за лучший фильм, за лучшую режиссёрскую работу, за лучшее исполнение мужской и женской роли; специальный приз Жюри; приз за лучший фильм конкурса "Перспективы", а также ряд призов различных киноорганизаций.
Грузия участвует в основном конкурсе фестиваля - с остросюжетным фильмом Дито Цинцадзе "Посредник", в конкурсе "Перспективы" - фильм Вано Бурдули о национальных войнах 1990-х годов "Зона конфликта", во внеконкурсной программе "Московская эйфория" - лента "Другой берег" Георги Овашвили, история мальчика, родившегося в смешанной абхазско-грузинской семье.
В специальной программе "Кино Грузии. От "Клятвы" до "Покаяния"" российские зрители могут увидеть 14 классических фильмов, созданных в Грузинской ССР с 1946 по 1984 годы, в том числе ленты "Отец солдата" Реваза Чхеидзе, "Пиросмани" Георгия Шенгелая, "Пастораль" Отара Иоселиани, "Пловец" Ираклия Квирикадзе, "Покаяние" Тенгиза Абуладзе. Еще один ранний фильм - "Хабарда" Михаила Чиаурели (1931) о сносе церквушки в Тбилиси - входит в специальную программу "Социалистический авангардизм".
Армянский кинематограф представлен в основном конкурсе - армянско-норвежской драмой Ованеса Галстяна "Сплетенные параллели", во внеконкурсной программе "Вокруг света" - семейной драмой Наринэ Мкртчян и Арсена Азатяна "Возвращение блудного сына".
Также на фестивале проходит ретроспектива режиссера-документалиста Арутюна Хачатряна, включающая семь фильмов 1987-2009 гг. Темы Хачатряна: творчество поэта XIX века Дживани ("Возвращение поэта"), будни одного из районов современного Еревана ("Конд"), жизнь армянского города в Грузии Ахалкалак ("Белый город"), беженцы в Северной Армении ("Возвращение на обетованную землю"), семья армянских актеров, родившихся на Западе ("Последняя станция"), трагизм переходного времени - 1990-х годов ("Документалист"), размышления о сущности межнациональных конфликтов и границ, разделивших людей на своих и чужих ("Граница").
По просьбе корреспондента "Кавказского узла" о ситуации с кинопроизводством в регионах Кавказа рассказал председатель Отборочной комиссии ММКФ, кинокритик Андрей Плахов.
"Можно сказать, что происходит явный всплеск в кинематографе Грузии, - считает собеседник. - Долгие годы было впечатление, что там полный коллапс, все разъехались за границу, киностудия развалилась, великая и прекрасная школа грузинского кино просто прекратила существование. Так оно, по сути, и было, но сейчас мы видим, что грузинское кино возрождается уже на новой основе. Видимо, сказывается экономическое содействие, а главное - накопилась творческая энергия, которая не растерялась после всех кризисов и войн, и в новом поколении она снова возрождается. Естественно, это отразилось и на программах нашего фестиваля. Все три новых фильма очень интересны, связаны с актуальными событиями в Грузии. Темы довольно мрачные - войны, коррупция, но у авторов есть энергия и смелость, чтобы их исследовать и художественно интерпретировать".
В Армении, по словам Плахова, кино "существует очень трудно", прежде всего из-за экономических проблем, но все-таки существует. "Один из режиссеров, постоянно работающих, хотя и с паузами - Арутюн Хачатрян, который делает кино на грани документалистики и игрового кино. Это кино образов, но вполне оригинальное, не в духе классика армянского кино Артавазда Пелешяна. Хачатрян довольно хорошо известен за границей, на фестивалях, и очень приятно, что его ретроспектива проходит в Москве, включая новейшую картину "Граница"".
"Что касается других республик, то информации, к сожалению, поступает очень мало, но, наверное, если бы что-то заметное появилось, мы бы сразу об этом узнали, - отметил кинокритик. - Я знаю, что в Осетии есть очень интересный режиссер Аслан Галазов, который снял фильм "Ласточки прилетели", а сейчас работает над большим проектом "Хаджи-Мурат". Так что есть надежда, что на этом участке что-то может произойти".