13:00 / 01.07.2009Правозащитники сомневаются в добровольном появлении Абдуллаева на ТВ в Чечне

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Правозащитники считают сомнительным появление в эфире одного из телеканалов в Чечне считавшегося правозащитниками пропавшим Масхуда Абдуллаева, депортированного из Египта сына чеченского полевого командира Супьяна Абдуллаева.

"По этому поводу (появление Абдуллаева в прямом эфире на телеканале "Грозный" - прим. "Кавказского узла"), у нас есть серьезные сомнения, - заявил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник Правозащитного центра "Мемориал" в Грозном. - Наше руководство уже обозначило круг вопросов, на которые хотелось бы получить внятные ответы. Например, каким образом Масхуд Абдуллаев минуя все выходы из аэропорта Домодедово вылетел внутренним рейсом в Грозный? Кто его туда доставил? Сделал ли он это добровольно, и действительно ли Масхуд находится на свободе"?

Представитель одной из местных общественных организаций, попросивший не указывать своей фамилии, был более категоричен.

"Любому здравомыслящему человеку понятно, что Масхуда Абдуллаева похитили, привезли в Чечню и угрозами заставили выступить по телевидению, как это делалось и ранее с бывшими боевиками и их родственниками. В случае с Абдуллаевым мы имеем то же самое, - убежден 32-летний Муса. - Боюсь, что ему угрожает серьезная опасность. Он сказал, что-то типа того, что намерен провести лето в Чечне, а затем вернуться в Египет. Очень сомневаюсь, что ему такая возможность представится. Хотя если эти несколько месяцев он будет демонстрировать свою лояльность властям, то почему бы и нет?"

Как рассказал собеседник корреспондента "Кавказского узла", родители Масхуда были в разводе, он жил с матерью в Азербайджане, где имел статус беженца, в Египет Масхуд поехал именно оттуда. "Было бы гораздо логичнее, если бы он из Москвы полетел в Баку, а не в Грозный. Тут речь идет о классическом похищении, последующей моральной (если не физической) "обработке", для того, чтобы использовать человека в своих целях", - сказал собеседник.

Мать Масхуда Сацита вчера сказала, что ее сын не выходил на связь с семьей, проживающей в Баку. "Я лично видела передачу из Грозного и записала ее на диск. Я рада, что он жив и здоров. Как он мог со мной связаться, не знаю, у него ведь не было российского телефонного номера. Но все, что он сказал в передаче - правда: то, что с 12 лет живет в Баку, что не собирался ехать в Чечню, что в Египте учился", - сказала она "Газете.Ru". Она выразила также надежду на то, что Масхуд сможет вернуться в Баку из Чечни.

Как сообщал "Кавказский узел", вчера, 30 июня, на чеченском телеканале "Грозный" в ток-шоу "Точки опоры" в прямом эфире выступил пропавший 19 мая в Москве сын заместителя лидера кавказских сепаратистов Докки Умарова - Супьяна Абдуллаева. 22-летний Махсуд заявил, что его никто не задерживал и призвал участников вооруженного подполья "вернуться к мирной жизни".

Абдуллаев-младший так объяснил свое исчезновение в московском аэропорту и неожиданное появление в Грозном. "У меня закончилась в Египте виза, и власти этой страны депортировали меня в Москву. Там я решил поехать в Чечню и посмотреть, какая дома обстановка. Разговор о том, что меня задержали спецслужбы, не соответствует действительности. Прибыв в аэропорт Домодедово, я переночевал там и на второй день утром вылетел в Грозный для того, чтобы увидеть родных и близких, посмотреть, как живет моя республика. Ведь я не был дома в течение последних десяти лет", - сказал он.

На вопрос ведущего программы о том, действительно ли он был насильно увезен из аэропорта сотрудниками спецслужб, Махсуд Абдуллаев заявил: "Ко мне никто не придирался, и я даже не знаю, откуда появились слухи о якобы моем задержании. Я уже неделю нахожусь в Грозном, никто меня не задерживал, никто на меня никакого давления не оказывал. Я езжу там, где хочу, я посещаю тех, кого хочу, и никакого насилия надо мной никто не чинил. Это неправда".

Сын известного полевого командира рассказал также, что много читал о ситуации в Чеченской Республике, и, прибыв домой, был поражен произошедшими изменениями. "За пределами республики ходят разные слухи о ситуации здесь. Я даже удивился, приехав и увидев все своими глазами, насколько все хорошо, - отметил он. - Строятся мечети, никто не мешает исповедовать ислам, и в три часа ночи молодежь гуляет по улицам".

Махсуд также подтвердил, что полевой командир Супьян Абдуллаев приходится ему отцом, и подчеркнул, что не имеет никакого отношения к его деятельности. "Если мне даже прикажут, я никогда не уйду в лес. Если бы я хотел это сделать, я давно был бы там", - утверждал он.

Махсуд Абдуллаев также проинформировал, что намерен провести в Чечне несколько месяцев, а затем вернуться обратно в Египет и закончить учебу в университете "Аль-Асхар".

Он также обратился к отцу и "тем, кто находится в лесу", с призывом "прекратить кровопролитие, противоправные действия и вернуться к мирной жизни", сдавшись властям.

"Это продолжается уже десять лет. Непрерывно проливалась кровь, а теперь какая-то горстка людей остается в лесу, в горах, и говорят, что они делают джихад. Это не джихад, о каком джихаде может идти речь, если никто нам не мешает молиться, если в республике полно мечетей, если мы живем в соответствии со своими обычаями и традициями?" - заявил Абдуллаев-младший. - Подумайте, к чему может привести ваше пребывание в рядах незаконных вооруженных формирований. Конец будет печальным. Посоветуйтесь с духовенством. Не следуйте слепо за теми, кто ведет вас к пропасти".

Напомним, что ранее в июне из Норвегии в Чечню вернулся Руслан Халидов, оппонент президента Чечни Рамзана Кадырова. Он публично раскаялся в своих прежних обвинениях президента в подготовке убийств чеченцев за рубежом, заявив, что оклеветать Кадырова его угрозами заставили представители непризнанной Ичкерии.

Автор:Александр Иванов