Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего М. В. Баглая, судей Н. Т. Ведерникова, Ю. М. Данилова, В. Д. Зорькина, В. О. Лучина, В. И. Олейника, В. Г. Стрекозова, О. С. Хохряковой, рассмотрев запрос Центрального районного суда города Сочи и жалобы граждан А. П. Савицкой, а также О. А. Фурмановой и Н. Г. Фурмановой, установил:
1. Центральный районный суд города Сочи в порядке статей 101 и 102 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положений статей 14, 15 и 35 Закона Краснодарского края от 23 июня 1995 года "О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края", на основании которых нотариусы Сочинского нотариального округа отказывают в регистрации сделок с жилыми помещениями, если гражданин, приобретающий жилье, не имеет постоянной регистрации по месту жительства в Краснодарском крае, а паспортно-визовые службы районных и городского управления милиции не регистрируют таких граждан по избранному месту жительства в приобретаемых ими квартирах и домах на территории города Сочи. По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения, подлежащие применению в рассматриваемом им конкретном деле, нарушают права граждан, закрепленные статьями 27 (часть 1) и 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Просьба о проверке конституционности статьи 35 названного Закона содержится также в жалобе гражданки А. П. Савицкой и в жалобе граждан О. А. Фурмановой и Н. Г. Фурмановой, которым нотариусы на основании этой статьи отказали в удостоверении договоров дарения жилых помещений, а суды общей юрисдикции, в которые указанные граждане обжаловали действия нотариусов, подтвердили правомерность такого отказа.
О. А. Фурманова и Н. Г. Фурманова, кроме того, просят проверить конституционность положений статей 14 и 15 Закона Краснодарского края от 8 августа 1995 года "Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае", согласно которым граждане, приобрести земельные участки с индивидуальными жилыми домами на основании договора купли-продажи и мены лишь по истечении 5-летнего срока после получения права на постоянное проживание в Краснодарском крае и только при отсутствии покупателей из числа местных жителей. Однако заявительницы не представили официальных документов, подтверждающих, что данные положения применены или подлежат применению в их деле, в связи с чем их жалоба в этой части в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не является допустимой и не может быть рассмотрена Конституционным Судом Российской Федерации.
Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу являются статья 35 Закона Краснодарского края "О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края", согласно которой нотариальные конторы вправе оформлять договоры отчуждения жилья независимо от форм собственности только при наличии у лица, приобретающего жилье, постоянной регистрации по месту жительства в Краснодарском крае, а также статьи 14 и 15 того же Закона в той их части, в какой они служат основанием для отказа гражданам Российской Федерации в постоянной регистрации по избранному месту жительства в приобретаемых ими квартирах и домах на территории Краснодарского края, в том числе в городе Сочи, если эти граждане в соответствии с названным Законом ранее не получили право на постоянное проживание в Краснодарском крае.
2. Рассматриваемые положения статей 14, 15 и 35 Закона Краснодарского края "О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края" устанавливают не предусмотренные федеральным законом ограничения конституционного права граждан Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Положения, такие же, как содержащиеся в оспариваемых предписаниях" т. е. ограничивающие конституционное право гражданина Российской Федерации на выбор места жительства не федеральным законом, а иными нормативными актами, в том числе нормативными актами субъектов Российской Федерации, уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в делах о проверке конституционности отдельных нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края.
Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих условия и порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы, а также Правил регистрации и снятия граждан Распиской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 года, от 2 июля 1997 года и от 2 февраля 1998 года).
Давая оценку этим положениям с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Из статьи 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации следует, что регулирование данного права находится в ведении Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. При этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем право гражданина Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности. В целях, предусмотренных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный закон может установить и иные ограничения указанного конституционного права и условия его осуществления.
Установление иных, помимо прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения особого порядка регистрации как условия реализации права гражданина Российской Федерации на выбор места жительства является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Субъекты Российской Федерации не могут самостоятельно вводить ограничения конституционного права гражданина на выбор места жительства, а также предусматривать регистрацию или отсутствие таковой как основание ограничения или условие реализации прав граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (в данном случае ее статьей 35). Положения иных, помимо федерального закона, нормативных актов, предусматривающие такие ограничения, не соответствуют статьям 27 (часть 1), 55 (часть 3), 71 (пункт "в"), 76 (части 1 и 5) Конституции Российской Федерации с точки зрения установленного ею разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РОССИЙСКОЙ Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу предписаний статьи 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации такие акты не могут действовать.
Это равным образом относится и к нормативным актам субъектов Российской Федерации, их отдельным положениям, которые служат основанием для отказа гражданам в регистрации по избранному месту жительства в приобретаемых ими квартирах и домах на территории данного субъекта Российской Федерации, а также устанавливают запрет нотариального оформления договоров отчуждения жилья, если участником договора является гражданин, не имеющий постоянной регистрация по месту жительства на территории этого субъекта Российской Федерации, - федеральное законодательство таких ограничений не содержит.
3. Поскольку рассматриваемые положения статей 14, 15 и 35 Закона Краснодарского края "О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края" являются аналогичными тем положениям, которые уже были предметом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации и по которым вынесены постановления, сохраняющие свою силу, то по смыслу предписаний статьи 68 и пункта 3 части первой статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" производство по данному делу подлежит прекращению.
Согласно статье 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" положения нормативного акта, признанные неконституционными, утрачивают силу. Согласно части второй статьи 87 названного Закона признание отдельных положений нормативного акта не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, содержащих такие же положения, какие были предметом обращения; положения этих нормативных актов не могут применяться судами, тугими органами и должностными лицами.
Следовательно, и рассматриваемые положения статей 14, 15 и 35 Закона Краснодарского края "О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края", устанавливающие не предусмотренные федеральным законом ограничения конституционного права гражданина на выбор места жительства, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежат отмене в установленном порядке.
Прокурор Краснодарского края опротестовал статью 35 и отдельные положения статей 14 и 15 Закона Краснодарского края "О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края" в Законодательное Собрание Краснодарского края, которое, удовлетворив протесты, дало поручение подготовить законопроект о внесении соответствующих изменений и дополнений в названный Закон и вынести его на рассмотрение Законодательного Собрания Краснодарского края (пункты 1 и 2 постановления от 26 мая 1998 года N 906-П). Однако к настоящему времени указанные нормативные положения в установленном порядке не отменены.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43, статьей 68, частями первой и третьей статьи 79 и частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Прекратить производство по делу о проверке конституционности положений статей 14, 15 и 35 Закона Краснодарского края от 23 июня 1995 года "О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края", поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены постановления, сохраняющие свою силу.
2. Статья 35 Закона Краснодарского края от 23 июня 1995 года "О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края" в целом, а также положения статей 14 и 15 названного Закона в той их части, в какой они служат основанием для отказа гражданам Российской Федерации в постоянной регистрации по избранному месту жительства в приобретаемых ими квартирах и домах на территории Краснодарского края, в том числе в городе Сочи, если эти граждане в соответствии с названным Законом ранее не получили право на постоянное проживание в Краснодарском крае, - как положения, устанавливающие не предусмотренные федеральным законом ограничения конституционного права гражданина на выбор места жительства, - не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежат отмене в установленном порядке.
3. Согласно части второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" дело гражданки А. П. Савицкой, а также дело граждан О. А. Фурмановой и Н. Г. Фурмановой подлежат пересмотру судами общей юрисдикции в обычном порядке.
4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу окончательно и обжалованию не подлежит.
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", официальных изданиях органов государственной власти Краснодарского края, а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный суд Российской Федерации
7 октября 1998 года