ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Совместное заявление советов палат Федерального собрания Российской Федерации от 7 июля 2009 года – документ поразительный. Создается впечатление, что авторы этого заявления вообще не читали принятую несколькими днями ранее резолюцию Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которую так решительно критикуют.
В резолюции нет ничего, что можно было бы интерпретировать как "попытки забыть неудобные факты". Напротив, в ней содержится призыв "ко всем государствам-участникам открыть свои исторические и политические архивы".
Ни одним словом резолюция не задевает память миллионов советских солдат, павших в борьбе с нацизмом. Осуждение преступлений сталинского режима никоим образом не может оскорбить воинов, освобождавших Европу от нацизма, — они не были ни собственностью этого режима, ни частью его. И защищали они свою страну, свою Родину, а не сталинский режим.
Резолюция не содержит даже тени намека на реабилитацию нацистских преступников.
Сталинский и нацистский режимы ставятся в резолюции "на одну доску" в одном-единственном отношении: оба эти режима совершали тягчайшие преступления против социальных, конфессиональных и многих других групп, против целых народов. Эта оценка сомнений не вызывает. Сталинский и нацистский режимы были бесчеловечными и террористическими – народы России, как и многие народы Европы, испытали это на себе в полной мере.
ОБСЕ поддержала предложение Европейского парламента объявить 23 августа Днем памяти жертв обоих режимов. О выборе конкретной символической даты можно и должно спорить. Например, с нашей точки зрения, подписание в этот день советско-германских секретных протоколов 1939 года, посвященных разделу сфер влияния в Восточной Европе (о самих этих протоколах в заявлении палат – ни звука), - не первое, не единственное и даже, возможно, не самое страшное злодеяние сталинского и гитлеровского режимов. Соловки и Колыма, "раскулачивание", следствием которого стал голод 1932-1933 гг., Большой террор, Дахау, Бухенвальд, "Хрустальная ночь", нюрнбергские расовые законы – все это было до августа 1939-го. Да и предыстория Второй мировой войны не сводится только к 23 августа 1939 года – вряд ли у кого-то на этот счет есть сомнения.
И, тем не менее, выбор 23 августа в качестве дня памяти имеет свои резоны. Соглашение двух диктаторов о разделе между собой целого региона для многих людей было и остается ярчайшим образцом аморальной и циничной политики, символом преступлений обоих тоталитарных режимов, совершенных совместно и порознь.
Сегодня, спустя многие десятилетия, еще не вся правда об этих преступлениях сказана. Многие из этих преступлений до сих пор не получили должной историко-правовой оценки.
Руководителям парламента России - страны, едва ли не больше всех пострадавшей и от нацизма, и от сталинизма, - вместо того, чтобы искать "антироссийские выпады" там, где их нет и в помине, следовало бы озаботиться проблемами увековечения памяти жертв нацизма и сталинизма, проблемами открытия архивов, хранящих документы о государственном терроре, а также, - вместе с парламентариями других европейских стран, - содействовать общественному осмыслению преступлений тоталитарных режимов и преодолению их последствий.
Правление Международного общества "Мемориал"
12 июля 2009 года