С бандитизмом и терроризмом в Чечне уже не раз пытались покончить, причем самым радикальным путем: в 1944 году из республики были выселены все "лица кавказской национальности". Как свидетельствуют секретные архивы, предшествовавшие этому полумеры - советизация, разоружение, умиротворение - ни к какому результату не привели.
Сгон сотен тысяч людей со своего клочка земли для советской власти был делом привычным со времен раскулачивания крестьян в начале 30-х годов. Однако высылка в одночасье почти полумиллиона жителей ЧИАССР потребовала особой подготовки. В октябре 1943 года в республику выехала группа высших чинов НКВД под руководством замнаркома Богдана Кобулова. Власть очень беспокоило, что ко времени ожидаемого второго наступления немцев на Кавказ по горам бродили три с половиной десятка банд общей численностью 250-300 абреков, к которым в любой момент могли присоединиться еще свыше четырех тысяч клинков. После секретного совещания у шефа НКВД Лаврентия Берия операцию под странным названием "Чечевица" назначили на 23 февраля 1944 года.
Генерал госбезопасности Богдан Кобулов разработал и осуществил по указанию Сталина и Берия секретную операцию "чечевица", за что был награжден боевым орденом Суворова 1-й степени.
Под предлогом учений более ста тысяч оперативников, офицеров и рядовых войск госбезопасности были введены в республику. Встревоженные чеченцы подались в горы откапывать оружие и прятать кубышки с деньгами. Оружие им тогда не помогло. Ни о моральной, ни о финансовой стороне вопроса в тот момент никто не думал. Слишком уж убедительной казалась властям собственная аргументация.
Свою хаотичную национальную политику в Чечне большевики начали еще в далеком 1920 году. Сначала чеченцев задабривали, уничтожая казацкие станицы, большинство мужского населения которых воевало на стороне белых. Их с легкостью отдали поддержавшим тогда красных нагорным чеченцам.
В горных районах советской властью вовсе не пахло. Баев и мулл "органы" пощипали и оставили в покое, только еще больше озлобив.
В октябре 1942 года немецкие войска находились в 100 километрах от Грозного. В этот момент горцы Шатоевского (ныне Шатойского), Галанчожского и Итум-Калинского, районов подняли восстание. В равнинных районах также имелись вооруженные формирования сепаратистов, но их активность сдерживалась наличием там больших войсковых гарнизонов и полка НКВД.
Для подавления "пятой колонны" пришлось отвлекать с фронта пехоту, артиллерию и авиацию.
Затем высокопоставленный чиновник из Управления кадров ЦК предложил более радикальный вариант - отмобилизовать мужское население чеченцев и ингушей от 18 до 50 лет (всего 30-40 тыс. человек) и направить их в глубокий тыл на "трудработы". Местная и центральная инициативы чиновников показались половинчатыми. Решено было выслать всех. Так бандитизм и терроризм в Чечне исчезли вместе с ней самой. До 1957 года такой административной единицы в СССР просто не существовало...
Но поток реабилитированного народа снова поломал все планы центра. В аулы и селения досрочно возвращались изгнанные тринадцать лет назад хозяева, чиновники водворялись в кабинеты, а подкрепления - в казармы. Все остались при своих законах и понятиях. До поры до времени...
Иосиф Сталин вряд ли мог предположить, что после его самой эффективной "антитеррористической операции" танец "зюкри" сепаратисты когда-нибудь спляшут на центральной площади Грозного