13:10 / 16.09.2009Правозащитники отмечают увеличение количества похищений на Северном Кавказе

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Чечне наблюдается рост похищений, сообщают в Правозащитном центре "Мемориал". В Ингушетии же количество похищений уменьшилось, однако увеличилось число убийств, говорят в ингушской правозащитной организации "МАШР". Такие выводы делают эксперты, оперируя данными на конец августа 2009 года.

В автономной некоммерческой организации "МАШР" корреспонденту "Кавказского узла" сообщили, что с начала 2009 года в Ингушетии были похищены шесть человек. По словам руководителя организации Магомеда Муцольгова, в эту статистику не входят факты исчезновения четырех человек. "Есть подозрения, что они сами ушли в лес. Так что эти данные мы не учитывали", - говорит Муцольгов. 

Что стало с теми похищенными, об исчезновении которых  "МАШР" может говорить с полной уверенностью, неизвестно. "Почти по всем похищенным или пропавшим без вести с 2002 года 175 людям единственное, что я  могу сказать это то, что уголовные дела по факту их исчезновения приостановлены в связи с тем, что невозможно установить личности причастных к похищениям", - рассказал Муцольгов. 

За период с января по август прошлого года "МАШР" зафиксировал шесть похищений. По словам Муцольгова, сейчас похищений стало намного меньше. При этом он добавляет, что похищение одного человека — это большое горе. "Похищений стало меньше, но это не радует. Стало в разы больше убийств", - говорит Муцольгов. 

По словам члена правления Правозащитного центра "Мемориал" Александра Черкасова, в Ингушетии происходили похищения и убийства людей с имитацией боевых действий.

"Коллапс, который начался в Ингушетии после убийства Магомеда Евлоева, казалось бы можно было преодолеть усилиями нового президента республики Юнус-Бека Евкурова. Но после того, как 22 июня было совершено покушение на Евкурова, там во всю заработали в ходе так называемой совместной спецоперации чеченские силовые структуры. В регионе происходят исчезновения, убийства людей и убийства людей с имитацией боестолкновений, что также типично для Дагестана", - отмечает Черкасов. 

Говоря о Чечне, Черкасов отмечает, что регион вернулся на то положение, на котором он был три года назад. В республике, по данным "Мемориала", в первом полугодии было похищено 79 человек. "По нашим неполным данным, в 2006 году были похищены 177 человек. В 2007 — 35 человек, в 2008 — 42 человека. И только за первое полугодие 2009 года - 79 человек", - говорит Черкасов. 

За первые восемь месяцев 2008 года в Чечне, говорят в "Мемориале", были похищены 29 человек. Согласно данным "Кавказского узла", за аналогичный период этого года в республике были похищены 37 человек.

Черкасов добавил, что у "Мемориала" нет исчерпывающей статистики по похищениям в Чечне, произошедшим после июля 2009 года. "Работу в  Чечне мы прекратили в середине июля. Поэтому у нас нет исчерпывающей статистики. У нас есть сведения по отдельным эпизодам, но полной информации у нас нет", - пояснил Черкасов. 

"Ингушетия, Чечня, Дагестан — это разные регионы со своими проблемами. Что там общего? Два общих момента: это выросшее всюду подполье и государственная политика так называемого контртеррора, которая оборачивается, по сути дела, террором. Когда человека похищают при значительном количестве свидетелей, а спустя некоторое время показывают, что он убит в ходе боестолкновения", - рассказывает Александр Черкасов. 

Напомним, 19 августа в числе убитых во время спецоперации был обнаружен житель Дагестана, пропавший с работы 17 августа. Из трупа извлекли более двадцати пуль, на теле было множество следов насилия. Выдать тело родственникам отказались, пока не будет доказано, что мужчина не обвиняется в терроризме, сообщает Правозащитный центр "Мемориал".

"Когда люди идут в прокуратуру со словами: "Как же так? Его же похитили", - им отвечают, что его сообщники имитировали его похищение. При этом его сообщники одну руку ему отчленили. Такие действия отталкивают тех, кто склонен сочувствовать властям в их борьбе с фундаменталистским подпольем и только усиливают базу этого подполья", - считает Черкасов. 

Речь идет о похищении жителя станицы Слепцовской Ингушетии Батыра Албакова, который впоследствии Албаков был найден мертвым в лесном массиве на границе с Чеченской республикой. На его теле обнаружены множественные гематомы и три глубоких ножевых ранения, причем левая рука его отрезана ножом наполовину.

Черкасов добавляет, что эти убийства создают России тот имидж, который у нее сейчас есть. "Все это показывает, что силовики вышли из под контроля. В самом деле, вряд ли откуда-то с самого верха дается указание сжигать людей. Это говорит об утрате контроля за ситуацией на Кавказе", - отметил Черкасов.  

По сведениям дагестанской правозащитной организации "Матери Дагестана", с февраля по август 2009 года в регионе были похищены 25 человек. "В январе к нам не было обращений по похищениям, так что данных по этому месяцу у нас нет", - говорит руководитель организации Светлана Исаева. При этом она отмечает факт похищения пяти молодых людей, произошедший 23 августа

Тогда неизвестными были похищены Ислам Аскеров, братья Арсен и Артур Бутаевы, Гаджи Гунашев и Эмираслан Исламов. Арсену Бутаеву и Исламу Аскерову удалось сбежать. Они рассказали, что похитители после пыток и психологического давления пытались поджечь похищенных в автомобиле, который принадлежал отцу Бутаевых - Юрию Бутаеву. Тела трех человек были найдены 26 августа в сгоревшем легковом автомобиле. Отец Артура Бутаева Юрий смог опознать сына только по личным предметам, так как труп сильно обгорел.

Этот случай вызвал резонанс в республике. В течение двух дней люди пикетировали Дом правительства региона. "Родственники два дня пикетировали здание Дома правительства. Они хотели услышать от президента и министров, что же случилось с ребятами. Но никто из правительства не вышел и не объяснил ситуацию. Поэтому там были беспорядки, людей забрали в УВД. Пресс-секретаря исламского комитета России Фатиму Тарасову, которая попала в эту мясорубку, избили", - рассказала Исаева. 

Добавим, что, по сведениям "Кавказского узла", за первые восемь месяцев 2008 года в Дагестане были похищены восемь человек. 

Сравнительные данных о похищенных в Ингушетии, Дагестане и Чечне представлены соответствующей таблице.

 

Ингушетия (данные "МАШР")

Дагестан

Чечня

Январь-август 2008

6

8 (данные   "Кавказского узла")

29 (данные            ПЦ "Мемориал")

Январь-август 2009

6

25 (данные        "Матерей Дагестана")

37 (данные "Кавказского узла")

 

Автор:Александр Бакланов
18.09.2009 в 17:38colonelle
чеченский опыт показывает, что жесткие действия по отношению к террористам и их родственникам не способствуют стабилизации. напротив, проблемы увеличиваются. поведение дагестанских правоохранителей приводит к усилению влияния боевиков. интересно было бы узнать статистику уходящих в лес
18.09.2009 в 18:03Yakov K.
люди исчезают, власть теряет авторитет в обществе, а война продолжается...