ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Грузия не намерена задействовать никакие рычаги в отношении Абхазии и Южной Осетии, кроме положительных и привлекательных для народов, там проживающих, заявил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" государственный министр Грузии по делам реинтеграции Темур Якобашвили.
Таким образом Якобашвили прокомментировал предложенный Грузией и одобренный ООН проект резолюции о положении беженцев из Абхазии и Южной Осетии.
Относительно рычагов воздействия на Россию Якобашвили отметил, что эти рычаги находятся в сфере международных отношений. "Будут ли задействованы эти рычаги и в какой форме, зависит от международного сообщества", - отметил госминистр.
На вопрос о том, какие ведомства будут разрабатывать программу возвращения беженцев и в какие сроки, Темур Якобашвили ответил, что само по себе возвращение не может произойти без гарантий безопасности для жителей.
"Люди не смогут возвратиться, если им не будет гарантирована безопасность, достойное проживание, соблюдение их прав и собственности ни в Абхазию, ни в Южную Осетию. К сожалению, на сегодняшний день в этих регионах нет никаких международных наблюдателей – ни от ООН, ни от Евросоюза, ни от ОБСЕ – которые гарантировали бы законность в отношении возвращающихся людей", - говорит Темур Якобашвили.
В то же время, по его словам, в ходе встреч на международном уровне ведутся предварительные переговоры по выработке реальных механизмов возвращения.
"Однако мы встречаем жесткое сопротивление России. Она не только выступает категорически против присутствия в Абхазии международных наблюдателей, но и не дает никаких гарантий для тех, кто хочет вернуться. Более того, мы можем делать выводы о том, что Россию устраивает существующее положение, и она даже сопротивляется возвращению людей в свои дома в Абхазии и так называемой Южной Осетии", - заявляет Темур Якобашвили.
На вопрос, рассматривается ли в Абхазии и Южной Осетии вопрос принятия закона о реституции, Якобашвили ответил, что ему неизвестно, обсуждают ли власти этих регионов подобные законопроекты, и выразил сомнение, чтобы российское руководство ставило этот вопрос, без решения которого не может быть и речи о принятии в международное сообщество.
"Тем не менее, я хочу подчеркнуть, что любые трансакции с недвижимостью на территории Абхазии являются недействительными. Приобретение домов кем бы то ни было на неконтролируемых грузинских территориях является противозаконным. У этих домов есть законные владельцы, которым грузинское государство гарантирует соблюдение их прав на собственность", - подчеркнул госминистр.
Что касается домов и квартир государственного сектора, которые жители не успели приватизировать, то, как отметил Якобашвили, они являются собственностью Грузии, собственностью государства, и трансакции в отношении этой недвижимости также являются противозаконными. "Вся недвижимость должна быть возвращена в руки владельцев в процессе возвращения беженцев. Однако, этот процесс не произошел. Ответственность за это лежит не на Грузии", - говорит Темур Якобашвили.
В конце беседы госминистр по делам реинтеграции еще раз подчеркнул, что, несмотря на споры в вопросах собственности беженцев, урегулирование конфликтов с Абхазией и Южной Осетией будет проводиться исключительно в рамках мирного диалога, в котором доминирующим подходом будет стремление к партнерству и сотрудничеству.
Напомним, что 9 сентября в Генеральной Ассамблее ООН состоялось голосование по инициированной Тбилиси резолюции «Положение внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии, Грузия, и Цхинвальского района/Южная Осетия, Грузия». За документ проголосовало 48 делегаций при 19 против и 78 воздержавшихся, 47 делегаций не участвовали в голосовании. Россия проголосовала против.
В резолюции подтверждается право всех внутренне перемещенных лиц и беженцев и их потомков, независимо от этнической принадлежности, на возвращение в их дома на всей территории Грузии, в том числе в Абхазии и Южной Осетии. В документе указывается на необходимость "разработки графика, который обеспечил бы добровольное, безопасное, достойное и беспрепятственное возвращение всех внутренне перемещенных лиц и беженцев, пострадавших в результате конфликтов в Грузии, в их дома".
При этом, в тексте документа повсеместно содержатся ссылки на принадлежность Южной Осетии и Абхазии к Грузии.
По мнению министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамбы, возвращение в Абхазию беженцев может привести к новым конфликтам и кровопролитию, и, как следствие, к новой войне как внутри республики, так и между Сухумом и Тбилиси. Шамба уверен, что проект резолюции не может быть жизнеспособным, поскольку носит рекомендательный характер и предложен Тбилиси без согласования с абхазами и осетинами.
Отметим, что МИД России жестко отреагировал на принятие проекта резолюции о положении внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии и Южной Осетии, назвав проект Грузии явно политизированным и спекулирующим на гуманитарной тематике.
Президент Грузии Михаил Саакашвили, в свою очередь, доволен принятой Генассамблеей ООН резолюцией по правам беженцев в Грузии. "Этот документ признает право на собственность людей, которые вынуждены были под угрозой физического уничтожения оставить свои родные дома в Абхазии и Южной Осетии", - заявил он.
Напомним, что в Грузии сейчас более 293 тысяч внутренне перемещенных лиц. Об этом говорится в докладе Генерального секретаря ООН "Положение внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии, Грузия", распространенном в сентябре.
До сих пор, по словам председателя временной комиссии парламента Грузии по делам беженцев Шота Малашхии, вопрос "крыши над головой" для беженцев стоит остро. "Кавказский узел" сообщал, что на территории Грузии сейчас строятся целые села, рассчитанные на 15 000 человек - беженцев из Южной Осетии.
Отметим, что в результате конфликта в Южной Осетии 150 тысяч проживавших там граждан Грузии вынуждены были покинуть свои дома.