ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Адвокат троих фигурантов так называемого «Делу двенадцати» Магомед Гандаров намерен обжаловать постановление об отмене суда присяжных своим подзащитным в надзорной инстанции Верховного суда России.
Об этом Гандаров сообщил корреспонденту "Кавказского узла".
"Нам остается только попытаться обжаловать постановление об отмене суда присяжных в последней надзорной инстанции. Но она, на мой взгляд, находится в зависимости от инстанций, который заинтересованы в отмене суда присяжных в нашем деле. И маловероятно, что постановление главного судьи Ингушетии Михаила Задворного будет отменено", - отметил Магомед Гандаров.
Комментируя самоотвод по «Делу двенадцати» всех судей Верховного суда (кроме его председателя Михаила Задворного), адвокат заявил, что считает такое действие судей объясняется их желанием перенести его рассмотрение в другой регион. По его словам, дело не может быть рассмотрено одним судьей, а должно рассматриваться тремя профессиональными судьями. Если судей не будет достаточное количество, то разбирательство переносится в другой регион.
"Сейчас об этом идут только слухи, но я думаю, что это скоро законодательно закрепят. Решение судей напрямую исполняют недавнее указание президента Дмитрия Медведева о том, что дела по терроризму должны рассматриваться в других регионах. С «Делом двенадцати», видимо, так и решили поступить. Тем самым, как мне кажется, и президент, и суд исполняют желание силовиков", - заявил адвокат.
Само судебное разбирательство адвокат считает целиком сфабрикованным.
"Создается такое впечатление, что спецслужбы хотят засудить как можно больше жителей с Северного Кавказа. Именно по этой системе было создано «Дело двенадцати», - заявил защитник.
Напомним, что 3 июня с ходатайством о рассмотрении дела без участия присяжных заседателей выступило обвинение. Мотивируя свою позицию, прокуратура сослалась на изменения в законодательстве, предусматривающие отмену суда присяжных при рассмотрении дел, которые принято называть антигосударственными: терроризм, шпионаж, массовые беспорядки.
Среди подсудимых 11 жителей Ингушетии и один уроженец Чеченской Республики. Они задержаны в разное время, начиная с 2005 года. Все обвиняемые проходят по делу как участники одной преступной группировки. По версии обвинения, они принимали участие в нападении на Ингушетию в ночь на 22 июня 2004 года. Тогда в ходе уличных боев погибло около 80 и были ранены более 100 человек. Среди пострадавших были как сотрудники правоохранительных органов, так и гражданские лица.
Кроме того, было похищено большое количество оружия и боеприпасов, повреждены и уничтожены здания. Сумма нанесенного Ингушетии ущерба составила более 70 млн. рублей.
Адама Муталиева, Илеза Ганиева, Бейбулата Амирханова, Акрамата Гамботова, Дауда Муталиева, Мурата Эсмурзиева, Темури Пареулидзе, Магомеда Кодзоева, Зураба Эстоева, Арби Хатуева, Зелимхана Гардалоева и Муссу Дзортова обвиняют в совершении тяжких и особо тяжких преступлений - участии в незаконном вооруженном формировании, бандитизме, терроризме, убийстве, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и др.
Дело рассматривается с апреля 2007 года.
Родственники не раз жаловались на жестокое обращение с задержанными. 29 сентября 2008 года они обратились с письменными заявлениями в офис Правозащитного Центра "Мемориал". Заявители были возмущены также тем, что судебный процесс необоснованно, на их взгляд, затягивается.
По этой же причине, в октябре 2008 года подсудимые объявили голодовку, которая была отменена через несколько дней, после смены руководства республики.
10 марта родные фигурантов дела провели пикет у здания администрации Президента Ингушетии в Магасе. На следующий день Юнус-Бек Евкуров принял этих людей у себя и пообещал взять дело под особый контроль.
Защитой обвиняемых занимаются адвокаты ПЦ "Мемориал".