ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Глава Абхазской православной Церкви иерей Виссарион Аплиаа считает, что решение о независимости местной церкви является исторически мотивированным. "Мы всего лишь хотим восстановить историческую справедливость. Наше решение никто не может оспорить. Мы приняли законное каноническое решение, и ничего нового не придумали", - заявил Виссарион Аплиаа корреспонденту "Кавказского узла".
Глава Абхазской церкви подчеркнул, что решение о переименовании Сухумо-Абхазской Епархии в Абхазскую православную церковь - выстраданное православными мирянами решение, направленное "на восстановление разрушенного духовного мира".
Виссарион Аплиаа отметил, что Абхазская православная церковь намерена официально обратиться за поддержкой и помощью в первую очередь к Московской патриархии.
Глава Абхазской церкви надеется, что "будет восстановлена историческая справедливость, которой достоин многострадальный народ Абхазии".
"Мы видим свое будущее только в лоне Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Сухумо-Абхазская епархия является правопреемницей Пицундского католикосата. Наши предки оставили нам в наследство апостольское предание. Наш долг - приумножить это духовное богатство и передать нашим потомкам", - подчеркнул Виссарион Аплиаа.
Иерей подчеркнул, что абхазы как христианский народ с долгой историей заслуживает достойного места в братской семье православных народов.
"Мы верим, что с помощью Божьей верующие Абхазии в недалеком будущем приобщатся к полноте Православной Церкви", - заявил глава Абхазской церкви.
Глава Абхазской православной Церкви иерей Виссарион Аплиаа назвал голословными высказывания лидера грузинского «Христианско-Демократического движения» Георгия Таргамадзе о том, что решение абхазского духовенства является «результатом давления российской политической элиты». Виссарион посоветовал Таргамадзе "повнимательней ознакомиться с историческими материалами, которые свидетельствуют о том, что Абхазская церковь всегда была независимой".
Отметим, что лидер оппозиционной парламентской партии Грузии "Христиан-демократическое движение" Георгий Таргамадзе приветствовал позицию Московской патриархии в отношении сохранения границ грузинской поместной Церкви. "Мы, христиан-демократы, как политическая организация, приветствуем такой последовательный подход Российской патриархии", - сказал Таргамадзе сегодня на брифинге в Тбилиси, передает "Росбалт".
Решение о переименовании Сухумо-Абхазской епархии в Абхазскую Православную церковь с Сухумским и Пицундским патриархатами было принято 15 сентября на собрании с участием всего абхазского духовенства с целью "восстановления Абхазской православной церкви, имевшей самостоятельную поместную значимость вселенского характера, но утраченную в 1795 году".
"17 лет назад Грузия совершила не только военную и политическую агрессию в отношении Абхазии, но и духовную. Абхазия никак не может быть неотъемлемой частью Грузии, и Сухумо-Абхазская епархия, входившая в состав грузинского католикосата, прекратила свое существование", - заявил глава Абхазской Православной церкви.
"Мы совершаем все свои поступки правильно, не нарушая православных канонов и правил. Никакой правомочности Грузия на территории Абхазии по каноническим правилам не имеет, - сказал отец Виссарион. - Мы хотим восстановить историческую справедливость, и правду, дарованную нам Богом, никто не может у нас отнять".
В июне 2008 года Указом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, иерей Виссарион Аплиаа был награжден орденом Русской православной Церкви преподобного Серафима Саровского третьей степени "за труды по восстановлению монашеской жизни Новоафонского монастыря, по сохранению и развитию приходской жизни, укреплению православия".
Отец Виссарион (Бассарион Иоаннович Аплиаа) родился в 1947 году в селе Лыхны Гудаутского района в семье крестьянина. В годы грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. иерей Виссариона вел активную православную деятельность в Гудауте, где он живет и сейчас. Благодаря Виссариону во время войны десятки и сотни воинов стали православными христианами - абхазы, казаки, осетины и другие. После завершения войны Виссарион Аплиаа возглавил Сухумо-Абхазскую епархию.
В настоящее время иерей Виссарион осуществляет большую деятельность по возрождению и укреплению православия в республике.
В Абхазии 12 действующих православных храмов, в которых служат молодые священники-абхазы, получившие образование в России. Ежегодно растет число прихожан.
Как отмечает в одной из своих публикаций кандидат Богословия иеромонах Дорофей (Дбар), "Абхазия древнее христианское государство, его история восходит к апостольским временам".
"Научными данными подтверждается, что здесь проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Последний был обезглавлен римлянами, его останки и ныне покоятся под спудом храма в Новоафонском монастыре. В начале IV века в Абхазии образовалась Пицундская епископия, глава которой епископ Стратофил, участвовал на Первом Вселенском Соборе в 325 году. Его подпись есть в числе пятнадцати сохранившихся на рукописях Собора", - пишет Дорофей (Дбар).
"В VI веке происходит окончательная христианизация абхазов. Появляется автокефальная Абхазская епархия с кафедрой в городе Себастополисе (так раньше назывался Сухум – прим. "Кавказского узла"). В середине VIII века эта епархия становится самостоятельной Абхазской Церковью. Еще VIII-X века в Абхазии считаются периодом расцвета храмового строительства и церковного искусства", - отмечает Дорофей (Дбар).
По его словам, как независимая, Абхазская церковь просуществовала до 1795 года. "В 1943 году Русская Церковь признала Грузинскую и все приходы – и русские, и абхазские были переданы ей без их ведома. В 1992 году началась война с Грузией, и грузинская часть духовенства покинула территорию Абхазии. С того времени абхазские священники своими силами пытались возродить у себя Православную Церковь", - отмечает иеромонах.
По информации Дорофея (Дбара), в Абхазии около 140 храмов, большая часть из которых построена в первом тысячелетии. Функционирует пока 12 приходов, два монастыря – Новоафонский апостола Симона Кананита и монастырь святителя Иоанна Златоуста в Каманах.
Сегодня, по словам Дорофея Дбара, 80% абхазов исповедуют православие, и "произошло это из-за того, что абхазское духовенство очень бережно относится к традициям своего народа".
В Грузинской же патриархии назвали Абхазскую церковь "самозванной", заявив, что она никогда не существовала и являлась неотъемлемой частью Грузинской православной церкви, а потому в православном мире ее никто не признает. Как в подтверждение там отметили, что вся православная культура Абхазии носит грузинский след, а все церкви на территории Абхазии исписаны древнегрузинской письменностью.
Напомним, что грузино-осетинский конфликт, переросший в противостояние Грузии и России в августе 2008 года, привел к тому, что православное духовенство Грузии, Абхазии и Южной Осетии стало на сторону властей своих республик, однако Московская Патриархия и ранее заявляла, что не признает православные церкви Абхазии и Южной Осетии вне канонической территории Грузинской православной церкви.
Русская и Грузинская православные церкви ранее подтвердили братские отношения, несмотря на августовский военный конфликт в Южной Осетии.
Так, 8 декабря 2008 года Илия II возглавил панихиду у гроба патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в храме Христа Спасителя в Москве. Служба проходила на грузинском языке.
Ранее Илия II, который стал человеком 2008 года в Грузии, заявлял, что Южная Осетия и Абхазия не потеряны окончательно для Грузии.