12:05 / 07.10.2009В Дагестане следователь требует от журналистов возмещения морального вреда

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В федеральном суде Советского района Махачкалы 6 октября началось рассмотрение иска  исполняющего обязанности начальника хасавюртовского следственного комитета Кади Айдемирова о солидарном взыскании с дагестанского еженедельника "Новое дело" и адвоката Сапият Магомедовой ста тысяч рублей в счет возмещения морального вреда. Председательствовал на суде федеральный судья Шамиль Гасанов.

Основанием для появления иска послужила статья журналиста Ахмеднаби Ахмеднабиева "Придурок и чмо", опубликованная в еженедельнике за номером  34 от 28 августа 2009 года.

В материале шла речь о то, что 17 августа следователь Следственного комитета по особо важным делам при прокуратуре Дагестана Анвар Укмасов пригласил к себе для представления необходимых документов адвоката Сапият Магомедову. Основанием для приглашения послужило уголовное дело, возбужденное в отношении адвоката по жалобе бывших следователей хасавюртовской прокуратуры Кади Айдемирова и Арсланхана Арсланханова.

Следователи в своей кассационной жалобе утверждали, что 22 сентября 2008 года Магомедова в присутствии многочисленных свидетелей применила к ним слова "придурки" и "чмо" и, тем самым, нанесла им оскорбление. Было заведено уголовное дело по статье 130 УК РФ ("оскорбление"). В случае, если Магомедова будет признана виновной, ей грозил либо штраф, либо обязательные работы сроком до 120 часов, либо исправительные работы до шести месяцев.

В качестве свидетелей Айдемирова и Арсланханова выступали их коллеги.

В рамках уголовного дела декан филологического факультета Дагестанского госуниверситета профессор Шабан Мазанаев дал справку, что слова "чмо" и "придурок" не являются бранными и оскорбительными.

По требованию Айдемирова и Арсланханова была проведена повторная экспертиза уже начальником бюро судебно-медицинской экспертизы при Министерстве юстиции Дагестана Магомедом Шахбановым. Последний согласился с профессором только в части слова "чмо", а "придурок", по мнению Шахбанова, является оскорбительным словом.

Сама Магомедова утверждала, что в основе действий следователей лежит недовольство ее профессиональной деятельностью. Адвокату через суды различных инстанций в свое время удалось обжаловать несколько уголовных дел, которые вели Айдемиров и Арсланханов. В частности, упоминается дело Абдулатипа Гасанханова, когда Айдемиров присвоил мобильный телефон, изъятый с места происшествия, а также инцидент с Гасаном Байсултановым, которого осудили в целях защиты интересов Арсланханова.

Магомедова заявила, что 22 сентября она зашла в прокуратуру Хасавюрта, чтобы ознакомить Айдемирова с ордером на защиту подозреваемого. В коридоре адвокат встретила Арсланханова. Он стал высказывать свои претензии, дескать, Магомедова пишет различные обращения для пострадавших. Адвокат заявила, что работает строго в рамках закона.

Когда она зашла в кабинет к Айдемирову, чтобы предъявить ему ордер, последний, с ее слов, с бранью набросился на нее, сказав, чтобы она убиралась из прокуратуры "пока цела и жива". Прозвучали и прямые оскорбления в адрес адвоката. Зашедший следом Арсланханов с возмущением заявил: "Надоели эти адвокаты. Они доиграются, что я их взорву. Пишут всякую ерунду. Соберем материал, заведем уголовное дело. Чтобы проучить всех адвокатов".

В тот же день Магомедова отправила телеграммы в адрес генпрокурора России и прокурора Дагестана, написала заявления в различные инстанции с просьбой завести уголовные дела на следователей за оскорбление. Поддержку Магомедовой оказывали и оказывают члены адвокатской комиссии Дагестана.

Само судебное заседание отложено на 16 октября. Магомедова сообщила корреспонденту "Кавказского узла", что информация, изложенная в "Новом деле", соответствует действительности, она предъявит доказательстве и на суде. В свою очередь, Ахмеднабиев заявил, что во всем разберется суд. 

Напомним, что в прошлом году федеральный суд Советского района Махачкалы рассматривал исковое заявление от генерального директора ООО "Новое дело", которому принадлежит газета с одноименным названием, Гаджимагомеда Курамагомедова о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Ответчиком по иску был заместитель главы администрации Махачкалы Абдурахман Гусейнов. Основанием для иска стал круглый стол на тему "Милиция - в зеркале СМИ". Юрист ООО "Новое Дело" Сулейман Сулейманов, комментируя иск, заявил тогда корреспонденту "Кавказского узла", что Гусейнов, выступая на круглом столе, допустил ряд клеветнических заявлений в отношении газеты.

К ним юрист отнес утверждение заместителя мэра, что издание героизирует и обеливает боевиков. Сулейманов также делал упор на заявлении Гусейнова, что в работе издания "есть признаки антиконституционных подходов, и через суды нужно закрыть газету", чем, по мнению редактора газеты, вице-мэр Махачкалы подрывал ее деловую репутацию.

Ранее "Кавказский узел" сообщал также о судебной тяжбе между журналисткой газеты "Новое дело" Натальей Крайновой и журналистом газеты "Свободная республика" Зауром Газиевым. Анохина опубликовала критическую рецензию на сказку Газиева "Близнецы", а также обвинила его в безграмотности, что и стало поводом для иска Газиева о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда. В апреле Советский суд Махачкалы обязал журналистов газеты "Новое дело" выплатить 12 тысяч рублей Зауру Газиеву.

Автор:Ахмед Магомедов