ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сегодня Ленинский суд столицы Дагестана принял решение вернуть в прокуратуру на доработку уголовное дело в отношении главного редактора и четырех журналистов республиканского еженедельника "Черновик", обвиняемых в разжигании социальной вражды. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщил юрист издания Биякай Магомедов.
"Как и писал раньше "Кавказский узел", сегодня должно было пройти судебное заседание. Оно и прошло. Но суд вернул дело обратно в прокуратуру - для устранения нарушений", - сказал Магомедов.
Некоторые из нарушений были замечены председательствующим судьей, который и отправил дело на доработку.
"Не были установлены территориальная подсудность, мотив, способ и многое другое в совершении преступления", - сказал представитель "Черновика".
Большая путаница была и с адвокатами, задействованными в деле.
"Некоторые процессуальные действия со стороны прокуратуры были проведены без присутствия адвоката одного из обвиняемых. Одного из обвиняемых поначалу представлял один адвокат, от услуг которого потом отказались, наняв другого адвоката. И параллельно с этим был второй адвокат, который представлял общую защиту 4 обвиняемых. Однако следственные действия проводились только с одним из адвокатов. Проще говоря - прокуратура допустила некоторые нарушения, на которые указал сам суд", - рассказал Биякай Магомедов.
По его словам, прокуратуре теперь придется навести порядок в своем обвинении. Для начала - в части адвокатов, а также установить место и способ совершения преступления.
"То, что прокуратура направила в суд - это была некая "стандартная болванка" обвинения. Суд ее не принял, теперь прокуратуре придется с этим разбираться. Дело вернут обратно следователю, в общем, прокуратуре придется начинать все сначала", - рассказывает Биякай Магомедов.
На данный момент не очень понятно, какой именно суд должен рассматривать дело. В соответствии со статьями 32 и 35 УПК РФ, уголовное дело должно быть рассмотрено по месту совершения преступления.
"Следственные органы указывают, что мы совершили преступление по адресу улица Магомеджиева в Махачкале, где находится редакция "Черновика". Это территория Кировского района города. А прокуратура направляет дело в суд Ленинского района. Ссылаются они на то, что юридическое лицо газета "Черновик" от ООО "Свобода Слова", которое является учредителем газеты, зарегистрировано на территории Ленинского района" - рассказывает Биякай Магомедов.
По его словам, из-за этого уже полгода идет спор о территориальной подсудности. Этот вопрос был предметом рассмотрения в Верховном суде Дагестана, и ВС РД заявил, что дело должно рассматриваться в суде Советского района.
По мнению Магомедова, правоохранительные органы плохо разобрались в сути вопроса.
"Правоохранительные органы и судебная система не понимают, что тиражирование и распространение газетных статей - это две разные вещи. Я им объясняю, что в фабуле 282 статьи указывается "распространение экстремистских материалов", нас не могут обвинить за тиражирование", - объясняет адвокат издания.
Кроме того, как утверждает Магомедов, до сих пор не ясен вопрос, является ли тиражирование логичным окончанием действий, которые правоохранительные органы рассматривают как противозаконные.
"В законе есть ссылка, что если четко не определен этот вопрос, он должен рассматриваться по месту окончания преступных действий. Следователь должен был указать, где наши преступные действия вообще окончились", - сообщил представитель "Черновика".
По его словам, из-за неправильной интерпретации правовых норм возникают эти правовые коллизии.
"А сегодня суд нашел еще одно нарушение в заключении прокуратуры. В одном месте обвинения указывается, что статьи на сайт выкладывала главный редактор газеты Надира Исаева вместе со мной, а в другом месте указано, что статьи на сайт выкладывал я один. То есть прокуратура в этом еще никак не разобралась - так решил уже суд" - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Биякай Магомедов.
Напомним, что публикация 4 июля 2008 года в "Черновике" статьи "Террористы номер один", в которой цитировался один из лидеров боевиков Раппани Халилов, стала поводом для уголовного дела в отношении журналистов издания. Дело было возбуждено 31 июля 2008 года. По мнению прокуратуры, в этой, а также ряде других статей издания оправдывался терроризм.
Четырем журналистам и главному редактору "Черновика" предъявлено обвинение по ст. 282 Уголовного кодекса РФ. Между тем, по словам главного редактора газеты Надиры Исаевой, позиция редакции "Черновика" расходится с идеологией экстремизма и терроризма.
Кроме того, в Верховный суд Дагестана поступил иск от Россвязькомнадзора по республике с требованием о прекращении деятельности газеты "Черновик". В свою очередь, учредитель и редакция газеты намерены не только представить Верховному суду доводы о неправомерности иска, но и добиваться снятия с занимаемой должности и. о. руководителя управления Россвязькомнадзора Шамиля Магомедова.
Основанием для иска Россвязькомнадзора стали предупреждения, вынесенные ранее газете "Черновик" управлением Россвязькомнадзора по Дагестану за публикацию статей, содержащих, согласно заключениям экспертиз, экстремистские высказывания и выражающих враждебное отношение к сотрудникам правоохранительных органов.
Россвязькомнадзор по Дагестану выносил "Черновику" предупреждения в июле 2008 года (за публикации "Особо не опасны", "Террористы номер один" и "Нужны "роботы в погонах" в 27 (226) от 04 июля 2008 г.), а также в апреле 2009 года.
25 июня на втором судебном разбирательстве в Верховном суде РД по иску Россвязькомнадзора по Дагестану о прекращении деятельности газеты "Черновик" со стороны истца участвовали заместитель руководителя Россвязькомнадзора по Дагестану Саибдек Магомедов, начальник отдела ведомства Валерий Исаев, юрист Абдуразакова Джамиля.
Ответчика представляли руководитель ООО "Свобода Слова", учредитель газеты "Черновик" Гаджимурад Камалов и юрист издания Биякай Магомедов.
Судья Ханмагомед Шангереев, выслушав мнения сторон, согласился приостановить разбирательство до проведения дополнительной лингвистической и психологической экспертизы публикаций газеты.