ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В дагестанском Дербенте состоялся митинг сторонников проигравшего кандидата в мэры города Имама Яралиева. В резолюции манифестанты потребовали отмены итогов голосования, поскольку более трети участков в день голосования не были открыты.
Как уже сообщал "Кавказский узел", в Дербенте основными претендентами на кресло мэра были действующий глава города Феликс Казиахмедов и бывший прокурор республики, ныне глава Сулейман-Стальского района Дагестана Имам Яралиев. По предварительным итогам выборов, действующий мэр города, член "Единой России" Казиахмедов набрал около 68% голосов, а его соперник самовыдвиженец Имам Яралиев - 30% при явке в 55% избирателей.
Между тем, в связи с многочисленными нарушениями на избирательных участках, выборы в Дербенте могут быть признаны недействительными. Член ЦИК Леонид Ивлев заявил, что решение по выборам в Дербенте будет принято в течение трех дней. Напомним, что в воскресенье, 11 октября, в Дербенте не открылась почти половина избирательных участков, в город для выяснения ситуации был направлен полпред президента в ЮФО Владимир Устинов.
Вчера, 12 октября, в Дербенте состоялся митинг протеста, который продолжался около двух часов. Как рассказал заместитель главы Сулейман-Стальского района Нариман Абдулмуталибов, в акции протеста участвовали не менее пяти тысяч человек. Однако присутствовавший на митинге в Дербенте корреспондент "Пятого канала" Омар Магомедов заверяет, что протестующих было "не больше пятисот - остальные собрались просто из любопытства".
"Это был митинг протеста против действий республиканских властей, против фальсификации итогов выборов. На нем собрались представители всех этносов Дербента, - рассказал Нариман Абдулмуталибов. - 16 избирательных участков не работало. Вся республиканская власть, представители всех министерств и ведомств, все были в Дербенте. Каждому министерству, каждому ведомству было поручено руководить избирательным участком. А на этих 16 участках, где 90% были готовы проголосовать за Имама Яралиева, ситуацию контролировать они не смогли. Участки были искусственно закрыты под предлогом того, что нет кворума, где-то что-то заминировано. Кое-где не явились члены избирательной комиссии. Даже те участки, которые были открыты, то открывались, то закрывались".
Абдулмуталибов также рассказал о ситуации с председателем участковой избирательной комиссии №30 Мурадом Мурадовым, информация о похищении которого появилась накануне выборов, 10 октября. "Мурадов на работу в день голосования не явился. Накануне его просто избили и забрали люди в камуфляжной форме с автоматами, посадили в машину, - рассказал он. - Практически целый день он отсутствовал. Родственники, близкие очень переживали из-за этого. Объявился он к концу дня. До этого его пугали целую неделю, чтобы он не работал в избирательной комиссии, но он не поддался на угрозы. И вот результат".
Сам Мурад Мурадов рассказал, что 10 октября его избили на избирательном участке №30, куда он пришел накануне выборов как председатель - проверить готовность к голосованию. "Там уже были какие-то неизвестные, стали задавать вопросы. По их мнению, не я должен был быть председателем участка. В багажнике джипа меня доставили куда-то. 30 минут я лежал и думал, как выбраться. Не могу же я дверь открыть. Меня выпустили у здания администрации и били уже там. Рядом стояла милиция и ОМОН, но били те, кто был в гражданской одежде. Вечером меня отпустили, я подал заявление в правоохранительные органы", - приводит его слова "Радио Свобода".
Ранее корреспондент "Кавказского узла" сообщал и о других инцидентах, произошедших в день выборов. Так, милиция Дербента вступала в столкновения с местными жителями, не допуская их 11 октября на избирательные участки. Тех, кто снимал происходящее на камеру, избивали и отбирали оборудование. Сообщалось также, что сотрудники правоохранительных органов ранили местного жителя, пытавшегося защитить журналистов, у которых милиция пыталась отобрать оборудование для съемки. На официальном же сайте города Дербента сообщалось со ссылкой на министра внутренних дел Республики Дагестан Али Магомедова, что обстановка в городе спокойная, голосование идет мирно.
Между тем, и.о. начальника департамента охраны общественного порядка МВД РФ Юрий Демидов подтвердил информацию о том, что на одном из участков в Дербенте был зарегистрирован инцидент с применением огнестрельного оружия. По его версии, милиционеры, не допустили группу молодых людей на избирательный участок, после чего один из них попытался выхватить у сотрудника милиции оружие, и по нему был открыт огонь.
Политолог Энвер Кисриев считает, что "довольно большая часть избирательных участков не была открыта, достаточная, чтобы выборы признать недействительными". "Я затрудняюсь сказать, получилось ли так в ходе горячих столкновений, либо кто-то из конкурирующих сторон сделал это сознательно", - отметил он.
"Два значимых конкурента - Казиахмедов, бывший и, видимо, будущий мэр, и Имам Яралиев, бывший прокурор республики и руководитель Сулейман-Стальского района - оба лезгины. Административный ресурс, конечно, на стороне Казиахмедова, поскольку президент Дагестана, когда пришел к руководству республикой, снял именно Имама Яралиева с должности прокурора республики. После этого обиженный Имам Яралиев выдвинулся в своем родном Касункемском районе от "Яблока". И "Яблоко", которое ранее никогда ничего не получало в Дагестане, победило на местных выборах. Видимо, земляки выступили на его стороне, поскольку Яралиеву отказалась содействовать партия власти", - размышляет Кисриев.
При этом эксперт отмечает, что прошедший в Дербенте митинг "сам по себе вряд ли говорит о какой-то большой поддержке Яралиева, хотя она не исключена". "Лезгины в настоящее время в Дагестане - протестный электорат. Они недовольны властью, недовольны количеством лезгинов в руководстве, недовольны экономическими реформами. Лезгины раздражены своим нынешним статусом в Дагестане. Если у них есть свой кандидат, то, естественно, их сердца будут отданы ему. Я думаю, что Имам Яралиев в Дагестане сейчас очень популярен в южных районах среди лезгин. Население, особенно протестная его часть, может действительно быть возмущено и оказывает ему содействие. Но это может ни к чему не привести", - сказал Кисриев.
Политолог также высказался и относительно действий представителей правоохранительных органов в ходе выборов 11 октября. "Был с одной стороны - ОМОН дербентский, с другой стороны - сотрудники МВД Дагестана из Махачкалы, - говорит он. - Я подозреваю, что ОМОН был на стороне оппозиционных сил. А со стороны МВД из Махачкалы были какие-то решительные действия, направленные против них. Там очень сложно разобраться, потому что речь идет о внутрилезгинском конфликте, в котором административный ресурс Махачкалы на стороне одного из этих конкурирующих лезгин. А протестный электорат и массы недовольных - на стороне другого. Полпред Устинов должен был встретиться с Имамом Яралиевым. Я думаю, что будут пытаться как-то кабинетно-аппаратно эту проблему разрулить".
В свою очередь председатель Центризбиркома РФ Владимир Чуров заявил, что выборы в Дербенте были "неординарными", но это не значит, что их надо отменять. "Сейчас действует территориальная комиссия Дербента, на которую возложены полномочия проведения муниципальных выборов. Она должна принять решение и подвести итоги выборов, - цитирует Чурова "Коммерсант". - Есть правовые основания считать выборы состоявшимися, но комиссия Дербента должна принять свое решение. Мое мнение, что при такой высокой явке, более 50%, при том, что была предоставлена возможность проголосовать желающим на территории тех участков, что открылись, оснований для признания выборов действительными больше".
Напомним, что 11 октября в Дагестане прошли выборы на должности руководителей муниципальных образований города Дербент, Левашинского, Гунибского и Хунзахского районов.