15:45 / 27.10.2009Убийство Аушева доказало незащищенность людей в Ингушетии, говорят правозащитники

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Ингушские правозащитники выражают крайнюю обеспокоенность в связи с убийством известного общественного деятеля республики Макшарипа Аушева.

"После убийства Наташи казалось, что что-то изменится. Но уже после убийства Заремы Садуллаевой и ее мужа и возник вопрос: "кто дальше?". Сейчас задавать этот вопрос страшно, потому что слишком быстро приходит ответ на него", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель офиса ПЦ "Мемориал" в Ингушетии Тимур Акиев.

Правозащитник считает, что Макшарип Аушев был "подлинным лидером оппозиции".

"Уходят самые достойные люди. У нас в "Мемориале" его воспринимали как настоящего лидера оппозиции, у которого оказалось достаточно смелости и храбрости, чтобы противостоять сложившейся ситуации. В 2007 году он возглавил оппозицию и возложил на себя эту ношу. Против него сфабриковали уголовное дело. Но его затем полностью оправдали, что было для всех победой. Его также пытались похитить", - отмечает Тимур Акиев.

Макшрип Аушев, сообщает Тимур Акиев, хотел заниматься только бизнесом после того, как отказался от оппозиционной деятельности и политики вообще, но люди, несмотря на это, все равно обращались к нему за помощью.

"Не легко уйти роли главы оппозиции, когда ситуация остается тяжелой. Но он продолжал этим заниматься, давать интервью и т.д. И в последнем конфликте, возникшем у съемочной группы Рен ТВ, журналисты обратились за помощью не в милицию, прокуратуру или еще куда-то, а именно к Макшарипу, потому что знали, что этот человек им поможет. А такими качествами мог обладать только лидер", - отметил Акиев.

По словам правозащитника, после прихода к власти Юнус-Бека Евкурова, общественные деятели считали, что у них уже не будет таких проблем, которые были у оппозиции при предыдущем президенте Мурате Зязикове. Но убийство Макшарипа Аушева, считает Акиев, вызвало большие сомнения насчет того, можно ли в Ингушетии "говорить правду".

"Наша версия убийства Макшарипа - это убийство с политическим подтекстом, убийство из-за деятельности, которую осуществлял Макшарип. Все варианты, предложенные силовыми структурами, не имеют под собой основания", - отмечает правозащитник.

Расследование убийства, считает Тимур Акиев, намеренно усложнено тем, что убийство совершено в другом регионе.

"Если бы не было попытки похищения, то можно было бы решить, что убийцы не посмели сделать это в Ингушетии. Но убийство совершено в соседней республике с одной целью - осложнить расследование. Так же, как и с убийством Натальи Эстемировой. В деле с Макшарипом будет слабая свидетельская база. Практически есть один свидетель - это женщина, которая ехала с Макшарипом, но она находится в тяжелом состоянии", - говорит по этому поводу Акиев.

То, что убийство совершено в другом регионе, считает Акиев, затрудняет также возможность осуществления контроля за ходом следствия со стороны властей и общественности Ингушетии.

"Самое страшное даже не то, что тебя могут убить, а то, что не с кого будет за это спросить. Власти ничего не предпринимают для объективного расследования. И это проблема не одной Ингушетии, а всей России. Непонятно, у кого просить защиты и помощи. Пока что наказали только Олега Орлова за то, что он попытался предположить, кто убил Наташу Эстемирову", - отметил Акиев.

"После таких убийств количество людей, которые занимались общественной деятельностью, сокращается из-за опасений за свою безопасность. Логика таких действий понятна", - сказал Акиев.

Правозащитник считает, что расследование убийства Макшарипа Аушева будет иметь такую же судьбу, как и расследование убийства Натальи Эстемировой.

"Жить стало страшно. Казалось бы, есть власти, есть диалог с властью и, казалось бы, времена, когда преследовали за твою позицию, прошли. Но оказалось, что это не так", - говорит Акиев.

Руслан Бадалов, председатель РОД "Чеченский комитет национального спасения" сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что "убийству Макшарипа Аушева в какой-то степени не удивился, но и одновременно ошеломлен им.

"Все правозащитники давно живут в ожидании каких-то новых жертв. Недавнее покушение на Аушева натолкнуло меня на мысль, что он находится в большой опасности. Макшарип был человеком смелым, активным. И это вызывает ужас, потому что продолжаются внесудебные расправы, и становится возможным убийство кого-либо", - говорит Руслан Бадалов.

Это убийство, считает правозащитник, показывает, незащищенность людей.

"Стало опасно просто заниматься общественной деятельностью. Когда ты сообщаешь, комментируешь происходящее, то оказываешься за чертой риска. Мы, правозащитники, работаем в приграничной зоне. Не случайно Европарламент стал часто проводить встречи, посвященные безопасности правозащитников. И больше всего это касается Северного Кавказа. Это уже отдельная выделенная тема", - говорит Бадалов.

То, что убийство было совершено в относительно спокойном регионе Северного Кавказа, когда убийцы сумели выследить Аушева, свидетельствует, по словам правозащитника, о том, что у них был "отход и прикрытие".

"Самое страшное, что убит человек, отец семейства. Для родственников нет разницы, кто его убил. Но мы можем строить разные версии. Это могли быть и "эскадроны смерти", и обычные преступники. Здесь нужно выяснить, кому это могло быть выгодно", - отмечает правозащитник.

Руслан Бадалов считает, что за общественную активность человек может подвергнуться преследованию даже после того, как сменил деятельность. "Данная активность не прощается", - отмечает он.

В воскресенье, 25 октября изрешечённую пулями машину Макшарипа Аушева обнаружили на дороге в соседней с Ингушетией республике Кабардино-Балкария. В 2007 и 2008 годах Макшарип Аушев занимался организацией выступлений протеста против нарушений прав человека при тогдашнем президенте Ингушетии Мурате Зязикове. На протяжении нескольких месяцев он руководил оппозиционным сайтом Ingushetia.org, после того как предыдущий владелец, Магомед Евлоев, погиб при задержании сотрудниками милиции 31 августа 2008 года.

Аушеву угрожали в связи с его деятельностью. 15 сентября 2009 года несколько предполагаемых работников силовых структур заблокировали улицу, по которой он ехал, и попытались захватить общественного деятеля. Впоследствии Макшарип Аушев дал "Кавказскому узлу" подробное интервью об этом инциденте, в котором рассказал подробности произошедшего с ним.

Макшарип Аушев входил в состав экспертного совета по Северному Кавказу при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.

Президент Ингушетии заявил, что убийство известного местного оппозиционера и общественного деятеля Макшарипа Аушева направлено против руководства республики и лично против него. Он не исключает возможности того, что за убийством стоят силовые структуры Ингушетии, однако, по его словам, руководство республики к этому убийству не имеет никакого отношения.

Ранее вину за убийство Аушева на Евкурова возложил Магомед Хазбиев. В качестве второй своей версии он назвал сторонников экс-президента Мурата Зязикова.

Власти Кабардино-Балкарии объявили крупное вознаграждение за помощь в розыске убийц Аушева.

Автор:Закре Магомадов