ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Законопроект о мерах по защите нравственности и здоровья детей, принятый 22 октября во втором чтении депутатами парламента Северной Осетии, сумеет оградить детей от пороков общества, считают эксперты, опрошенные корреспондентом "Кавказского узла". Так, по мнению депутата парламента Северной Осетии Валерия Гизоева, закон значительно снизит уровень детской и подростковой преступности, которая особенно проявляется в вечернее и ночное время.
В центре внимания респондентов находились две темы, которые, по их мнению, являются ключевыми в законе. Это - "комендантский час", когда подростки не могут находиться на улице и в общественных местах после десяти часов вечера, и защита детей от материалов, пропагандирующих национальную, классовую и социальную нетерпимость, рекламирующих алкогольные и табачные изделия, насилие и жестокость, порнографию и наркоманию.
Алексей Батаев, имеющий практический опыт правозащитной деятельности, считает, что при оценке закона следует выстраивать четкие логические цепочки: "родители – дети- права ребенка", и "государство - семья - права ребенка".
Собеседник агентства считает недопустимым легковесный подход, когда права ребенка начинают рассматривать лишь через показатель того, в какое время он может находиться на улице или в другом общественном месте.
"Время пребывания ребенка или подростка нигде не регламентировано, и если появляются временные рамки, то моментально речь идет о нарушении права на передвижение, ограничении права ребенка, и в этом есть своя логика, - подчеркнул Батаев. – Но одновременно ситуацию с правами ребенка и подростка нужно рассмотреть с другой, практической, точки зрения, навеянной суровой реальностью. А именно: способно ли общество в вечернее время, то есть после десяти часов, дать ребенку право на защиту от морального ущерба? Другой важный момент - может ли общество оградить подростка от насилия, от негативных проявлений со стороны взрослых?".
"Когда речь идет о правах подростка и ребенка, нужно четко определять, какие административные меры пойдут ему во благо, а какие действительно нанесут вред, и только после всесторонней оценки, сопоставления так называемых "плюсов" и "минусов" можно делать конкретные выводы", - заключил Батаев.
По мнению депутата парламента Северной Осетии Валерия Гизоева, закон, принятый во втором чтении, значительно снизит уровень детской и подростковой преступности, которая особенно проявляется в вечернее и ночное время.
"Закон позволит выявить тех родителей, которые не выполняют своих обязанностей перед собственными детьми. Этот закон возлагает ответственность не только на правоохранительные органы, но и на владельцев различных заведений развлекательного характера, в их числе бары и ночные клубы, где до настоящего времени подростки регулярно приобщались к алкоголю, наркотикам и другим неблаговидным вещам", - отметил Гизоев.
Тему снижения детской и подростковой преступности в результате четкого соблюдения комендантского часа затронула подполковник милиции Зара Чочиева, имеющая двадцатилетний стаж работы, и на протяжении 14 лет возглавляющая подразделение по делам несовершеннолетних одного из крупных районов столицы Северной Осетии.
"Если действительно подростки не будут находиться на улицах после десяти часов вечера, это снизит количество совершаемых ими преступлений на 40, а то и на 50 процентов. В структуре уличных преступлений, которые совершаются подростками в вечернее и ночное время – угоны автомашин, кражи телефонов, срывы курток и сумок, а также другие имущественные посягательства", - констатировала Чочиева.
Старший офицер милиции обратила внимание на то, что под действие закона попали многочисленные компьютерные клубы, большинство посетителей которых являются подростки.
"Неоднократно проводятся рейды по таким местам, и практически ситуация не меняется. Подростки сидят за мониторами, входят в азарт, забывают о времени, о том, что их ждут дома, что надо делать уроки, и вообще идти в школу. В указанных клубах они настолько заряжаются негативной энергией, что потом уже на улице пытаются от нее освободиться, выплеснуть ее, что нередко приводит к правонарушениям", - обозначила проблему Чочиева.
По ее словам, реализацию закона нельзя возложить лишь на милиции, комиссии по делам несовершеннолетних в правительстве республики и муниципалитетах – необходимо законодательное ужесточение ответственности родителей, которые не всегда интересуются судьбой своих детей.
"Было много фактов, когда детей ночью забирали с городских улиц, и когда вызывали родителей, зачастую взрослые люди говорили о том, что они работают, зарабатывают деньги, чтобы жить и выживать, и потому им просто некогда заниматься собственными детьми", - обобщила случаи из практики офицер милиции.
Как отметил в ходе беседы с корреспондентом "Кавказского узла" психолог Борис Зангиев, после вступления в силу закона о защите нравственности и здоровья детей, по меньшей мере, полгода нужна согласованная работа депутатского корпуса, молодежных организаций, министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта, и правоохранительных органов – милиции и прокуратуры.
При реализации закона следует обратить повышенное внимание на торговые точки, расположенные в непосредственной близости от школ и детских садов, считает психолог.
"Вполне разумно и логично будет взять с них письменные обязательства о том, чтобы не продавать подросткам спиртные напитки и табачные изделия. Если будут выявлены нарушения, необходимо применять штрафные санкции. Кроме того, не нужно стесняться и предавать огласке, в том числе через средства массовой информации, сведения о тех владельцах, которые нарушают закон", - выразил свою позицию Зангиев.
Он высказался за дифференцированный подход к детям и подросткам, которые окажутся на улице после десяти часов вечера, и будет неправильно, если доставлять всех в милицию, независимо от возраста. Есть большая разница между 11-летним школьником и 16-летним подростком, а потому существует необходимость их разделения по возрасту, убежден психолог. Вряд ли, к примеру, у сотрудников милиции хватит времени, такта и терпения, чтобы эффективно провести профилактическую беседу с различной возрастной категорией, отмечает собеседник.
Что касается административных санкций, Зангиев заявил о недопустимости практики "погони за результатами", когда ради статистики увеличивается лишь количество задержанных подростков. "Нужно методично и целенаправленно использовать все меры – на первый раз предупреждение, за повторное нарушение – серьезное и строгое внушение, и только затем можно использовать административный штраф", - убежден психолог.
Рассматривая взаимоотношения "отцов и детей", он отметил, что у родителей при объяснении важности введения комендантского часа будет возможность сослаться на опыт других регионов, и также привести случаи, имевшие место в городах России, когда припозднившиеся девочки и мальчики становились жертвами жестоких преступлений.
"Только очень ограниченные люди, которые воспитывают детей, не согласятся с тем, что нам нужен закон о защите детей и нравственности. Я полностью поддерживаю новый закон", - сказала учитель математики со стажем Людмила Караева. По ее мнению, в деле защиты детей и укрепления нравственного климата является востребованным положительный опыт прошлого, убеждена она.
Более пяти лет Караева работала в СПТУ № 6 селения Чермен Пригородного района, где готовили механизаторов широкого профиля и лаборантов химико-бактериологического анализа. По ее словам, на территории училища находились два общежития – для мальчиков и для девочек, где жили учащиеся из всех регионов Северного Кавказа.
"Это был многонациональный коллектив и одновременно специфический контингент, состоящий из детей, от которых школа просто избавилась. Причем, были дети из неполных семей, дети-сироты. В училище царил четкий и в то же время жесткий распорядок дня, а именно в десять часов вечера был отбой для всех, и никто на территории уже не находился. В общежитиях круглосуточно дежурили воспитатели, мастера производственного обучения дежурили по графику, и каждый день до самого отбоя директор училища и его заместители находились среди детей", - пояснила Караева.
По словам Караевой, до начала 90-х годов в стране существовала мощная система воспитания школьников, и помимо педагогического коллектива, большую роль играли добровольные народные дружины, оперативные комсомольские отряды, и любое правонарушение, допущенное подростком, становилось предметом тщательного разбирательства в партийных органах.
Адвокат Лариса Базаева по роду своей профессиональной деятельности защищала в ходе судебных разбирательств подростков, которым инкриминировались те или иные преступления.
"Были преступления, совершенные подростками, как в дневное, так и в вечернее время, и когда закон вступит в силу, пройдет какое время, которое позволит говорить о происшедших изменениях", - сказала Базаева.
"Все, что касается подростков, это очень тонкая сфера, и здесь важен индивидуальный подход к каждому случаю", - добавила она.
Главное, как считает член Общественной палаты Северной Осетии Сослан Бероев, заключается в том, чтобы принятый закон выполнялся. "Это должна быть совместная работа органов, призванных исполнять закон, и общества, которое должно признавать, что закон отвечает его запросам и является полезным", - говорит Бероев.
По его мнению, принятию закона должна была предшествовать более широкая дискуссия среди общественных формирований, и, в свою очередь, средства массовой информации могли бы заинтересовать своих читателей данной темой.
"Закон, затрагивающий интересы значительной части людей, должен обсуждаться широко и открыто. Огласка в данном случае должна была быть масштабной, чтобы снять какие-либо сомнения и вопросы", - убежден член Общественной палаты.
Как сообщал "Кавказский узел", законопроект о мерах по защите нравственности и здоровья детей, был принят в первом чтении парламентом Северной Осетии 24 сентября. По мнению спикера республиканского парламента Ларисы Хабинцовой, закон предоставляет широкие возможности для взаимодействия в процессе воспитания семьи, органов власти и общественных структур.
Разработчики законопроекта ввели два серьезных ограничения. Одно из них заключается в том, что лица в возрасте до 18 лет в любое время суток не могут находиться в тех местах, где осуществляется продажа и потребление алкогольной продукции и пива - это бары, рюмочные, и, к примеру, пивные рестораны. Второе жесткое ограничение уже получило название как "комендантский час для подростков".
"Будущий закон не допускает нахождение лиц, не достигших 18 лет, в ночное время - с 22 часов вечера до 6 часов утра - без сопровождения родителей в общественных местах, в том числе, на улицах, стадионах, в парках и скверах, транспортных средствах общего пользования", - подчеркнул председатель парламентского комитета Владимир Рубаев.
Дети и подростки не могут находиться в "интернет-клубах" после десяти часов вечера, а также в тех местах развлечения и отдыха, где предусмотрена продажа пива и алкоголя. Закон также определяет механизм действий в случае обнаружения ребенка в недопустимых для него местах.
Законопроект, принятый во втором чтении республиканским парламентом, направлен Главе Северной Осетии для подписания, после чего вступит в силу.
Напомним, что 1 августа 2008 года в Краснодарском крае вступил в силу закон "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", вызвавший немало споров. Правозащитные и общественные организации неоднократно проводили акции против некоторых статей этого закона. Так, 21 марта очередной пикет за отмену комендантского часа прошел в Новороссийске. По мнению правозащитников, закон ограничивает права детей и подростков.
Тем не менее, инициативу Краснодарского края о введении "комендантского часа" для детей поддержал президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, в результате чего появился Федеральный закон № 71, который внес дополнительную статью в закон об основных правах ребенка Российской Федерации.
На данный момент "комендантский час" для детей и подростков введен в Ростовской, Волгоградской областях, а также в Краснодарском крае и в Калмыкии. В некоторых регионах он вызывают негативную реакцию со стороны общественности.