19:01 / 16.11.2009МККК не будет участвовать в освобождении задержанных в Южной Осетии подростков

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Международный комитет Красного Креста в Южной Осетии отказался комментировать результаты посещений задержанных грузинских подростков в Южной Осетии, сославшись на то, что это - конфиденциальная информация. Об этом сообщила пресс-секретарь МККК в Южной Осетии Мария Тедеева.

«Вы должны понимать специфику нашей организации. Обычно все, что мы узнаем во время наших посещений, передается в конфиденциальном разговоре властям, но никак не средствам массовой информации», - рассказала пресс-секретарь МККК в Южной Осетии Мария Тедеева.

Как рассказала Тедеева, Красный Крест сохраняет конфиденциальность в любой стране мира, где работает.

Ранее представителям цхинвальского офиса Международного комитета Красного Креста мальчики сообщили, что чувствуют себя нормально и к ним не применяются ни физические, ни психологические методы давления.

МККК не будет предпринимать каких-либо действий в отношении задержанных и разрешения ситуации, так как, по словам пресс-секретаря, эти вопросы не находятся в компетенции данной организации.

Уполномоченному по правам человека при президенте Южной Осетии Давиду Санакоеву пока неизвестны подробности содержания грузинских подростков, поскольку он только вернулся из командировки в Женеву, где состоялись очередные встречи по безопасности и стабильности в Закавказье.

В то же время, Санакоев прокомментировал ситуацию с задержанием грузин. «Прежде всего, хочу сказать, что это не грузинские подростки, это люди, которые обвиняются в попытке совершения преступления», - сказал он.

В апреле этого года, рассказал Санакоев, властям Южной Осетии была передана видеозапись допроса троих жителей Южной Осетии, один из которых был несовершеннолетним. По утверждению заместителя полномочного представителя президента в Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Мераба Чигоева, «допрос осуществляли силовые структуры Грузии, и он сопровождался применение насилия к пленным, издевательством и избиением».

Трое этих граждан пропали в октябре 2008 года, до сих пор о них нет никакой информации. Всего пропавшими без вести в Южной Осетии считаются семь человек.

По словам Чигоева, вопрос задержания грузинских подростков вновь оживил тему югоосетинских пропавших без вести, для поиска которых целый год «никто ничего не делал», в том числе и международные организации.

11 ноября делегация из Южной Осетии отправилась на очередную встречу в Женеву, где представители республики собирались поставить вопрос прояснения судьбы пропавших граждан Южной Осетии. Переговоры прошли безрезультатно.

«Формат Женевских встреч у нас работает уже около трех-четырех месяцев. Но официально мы проводили встречи только два раза, остальные пять или шесть встреч проходили неофициально, по простой причине. Во-первых, это организационный вопрос. Евросоюз, а ранее ОБСЕ присвоили право проводить эти встречи, то есть председательствовать на них, в то время как мы заявляли, что эти встречи должны проходить или под председательством каждой из сторон поочередно, или же минимум Евросоюза и РФ. К сожалению, пока понимания в этом вопросе мы не нашли. Второе обязательное наше условие встреч - это прояснение судьбы наших граждан, о которых я говорил», - сказал заместитель полномочного представителя президента в Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Мераб Чигоев.

По мнению правозащитницы, председателя ассоциации «Женщины Южной Осетии за демократию» Лиры Цховребовой, грузинским спецслужбам осетинские ребята нужны были, «во-первых, как источник информации, и, во-вторых, как заложники, которых можно было бы обменять в случае чего».

Она также сказала, что многие скептически относятся к Женевским встречам. «Когда был формат СКК (Смешанная контрольная комиссия по урегулированию грузино-осетинского конфликта – прим. «Кавказского узла»), многие относились скептически к нему. А формат СКК сделал очень много. Фактически, сравнительно мирное развитие процесса урегулирования конфликта шло благодаря формату СКК. И когда министерство реинтеграции под руководством Якобашвили начало бойкотировать этот формат, тогда процесс мирного урегулирования вышел из-под контроля», - подчеркнула Цховребова.

Что касается Женевских дискуссий, то Л. Цховребова считает, что эти переговоры необходимы. «Обязательно нужен какой-то обмен информацией, нужен источник получения информации, то есть стороны должны знать, что думает каждая из них и делать соответствующие выводы. Рано или поздно результат от этих переговоров будет. Переговоры в женевском формате после августа 2008 года - это уже результат, как бы ни шли переговоры», - убеждена она.

Как сообщал "Кавказский узел", четырнадцатилетние Георгий Ромелашвили и Алеко Сабадзе, шестнадцатилетний Виктор Бучукури и семнадцатилетний Леван Хмиадашвили, по данным грузинской стороны, пропали 4 ноября в полдень с контролируемой грузинской стороной территории. МВД Южной Осетии, в свою очередь, утверждает, что во время задержания, которое произошло в Цхинвали, у подростков были изъяты четыре гранаты и взрывчатые вещества.

30 октября Южная Осетия освободила 16 граждан Грузии, которые были задержаны утром 26 октября в Ленингорском районе Южной Осетии за незаконное пересечение границы и незаконную вырубку леса на территории Южной Осетии. 29 октября власти Южной Осетии освободили пятерых граждан Грузии, задержанных 28 октября в Карельском районе Грузии.

По данным же грузинской стороны, только за последние несколько месяцев в Грузии было похищено 30 человек. Ранее сообщалось, что продолжать переговоры власти Грузии намерены на следующей встрече в Эргнети, намеченной на 19 ноября.

Автор:Эмма Марзоева