12:20 / 23.11.2009В Дагестане начался суд над адвокатом, которого обвиняют в оскорблении следователя

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Сегодня в судебном участке №106 Хасавюрта начались предварительные слушания по уголовному делу в отношении адвоката Сапият Магомедовой, которую следователь по особо важным делам следственного комитета прокуратуры Дагестана Арсланхан Арсланханов обвиняет в нанесении оскорблений бранными словами. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" рассказала защитник Магомедовой адвокат кизилюртовской  межрайонной коллегии адвокатов Салимат Кадырова.

Вести дело поручили мировому судье Рамазану Османову, гособвинителем выступает заместитель прокурора Хасавюрта  Руслан Талалаев.

Сам инцидент начался 22 сентября 2008 года, когда Магомедова зашла в прокуратуру Хасавюрта по служебным делам. В коридоре она встретила Арсланханова, который в ту пору занимал должность следователя хасавюртовского межрайонного следственного комитета. Он сразу стал выказывать недовольство ее профессиональной деятельностью. Магомедова заявила, что работает строго в рамках закона.

"Уже в присутствии другого следователя Арсланханов с возмущением заявил: "Надоели эти адвокаты. Они доиграются, что я их взорву. Пишут всякую ерунду. Соберем материал, заведем уголовное дело на нее. Чтобы проучить всех адвокатов", - сообщила Магомедова.

Сразу после инцидента она отправила телеграммы в адрес генеральных прокуроров России и Дагестана, написала заявления в различные инстанции с просьбой завести уголовные дела на следователей за оскорбление. В качестве свидетеля была указана Равзат Магомедова.

В тот же день Арсланханов и другой следователь хасавюртовской прокуратуры Кади Айдемиров написали встречное заявление в следственный комитет при прокуратуре Дагестане с утверждением, что Сапият Магомедова в присутствие многочисленных очевидцев, обозвала их "придурками" и "чмо", и тем самым нанесла им оскорбление. В качестве свидетелей Айдемиров и Арсланханов указывали на своих коллег Али Темирханова, Араби Омаева и Юсупа Битарова.

По указанию ныне покойного руководителя отдела по расследованию особо важных дел следственного управления при прокуратуре Дагестана Сейфудина Казиахмедова было открыто уголовное дело по статье 130, часть 1 УПК России ("Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме"). В случае признания виновной Сапият Магомедову могут лишить статуса адвоката, наказать штрафом в размере до сорока тысяч рублей, обязательными работами на срок до 120 часов или исправительными работами до шести месяцев.

В рамках уголовного дела декан филологического факультета, профессор, доктор филологических наук Шабан Мазанаев дал справку, что "чмо" и "придурок" не являются бранными и оскорбительными словами.

По требованию следователей начальником бюро судебно-медицинской экспертизы при министерстве юстиции Дагестана Магомедом Шахбановым была проведена повторная экспертиза. В итоге он согласился с профессором только в части слова "чмо", а "придурок", якобы адресованное Арсланханову, по мнению Шахбанова, является оскорбительным словом.

Кадырова заявила корреспонденту "Кавказского узла", что до сих пор процесс проходит с грубейшими нарушениями закона. "До сих пор не допрошена Равзат Магомедова. В основу уголовного дела легли показания исключительно заинтересованных лиц. Гособвинителем на суде будет выступать Руслан Талалаев, который уже сообщил, что Аслаханов - его друг. Конечно, мы дадим отвод и ему, и другим работникам хасавюртовской прокуратуры. Нам нужна справедливость", - сообщила она.

В свою очередь, Сапият Магомедова заявила, что только ненадлежащая работа силовиков довела дело до суда. "Арсланханов открыто нарушил закон. Я долго надеялась, что вышестоящие инстанции поставят его на место. Ничего этого не случилось,  поэтому приходится уже на суде искать справедливость", - рассказала адвокат.
 
Летом 2009 года Магомедову неоднократно вызывали на допрос в республиканскую прокуратуру, а 28 августа следователь следственного комитета по особо важным делам при прокуратуре Дагестана Анвар Укмасов избрал меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

"Я абсолютно ничего не поняла из обоснования меры пресечения. В частности, Укмасов пишет: "28 августа 2009 года Кадыровой М.М. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 1, статьи 130. Учитывая возраст, постоянное место жительства, категорию совершенного преступления Кадыровой М.М. оснований для заключений под стражу Магомедовой С.А. не имеется. Что за Кадырова М.М., кого она оскорбила, какое я и моя подзащитная имеют к ней отношение, до сих пор не могу понять", - заявила Магомедова.

Напомним, 6 октября 2009 года в федеральном суде Советского района Махачкалы началось рассмотрение иска Айдемирова о солидарном взыскании с дагестанского еженедельника "Новое дело" и адвоката Сапият Магомедовой ста тысяч рублей в счет возмещения морального вреда. Основанием для появления иска послужила статья журналиста Ахмеднаби Ахмеднабиева "Придурок и чмо", опубликованная в еженедельнике за номером 34 от 28 августа 2009 года. В последующем иск Айдемировым был отозван

Отметим, в ноябре 2008 года коллегия адвокатов "Омаров С.А. и партнеры" из Дагестана направили в адрес президента России Дмитрия Медведева, в федеральные правоохранительные органы и Правозащитный центр "Мемориал" обращение, в котором отмечалось, что уголовное преследование адвокатов по надуманным основаниям недопустимо, и может превратиться в опасную тенденцию, имеющую политический подтекст и ставящую под угрозу доступ граждан к правосудию.

"Хотя по роду своей деятельности мне и другим адвокатам становится известно очень многое - негативное, в том числе о деятельности следователей, я пишу заявления только по нарушениям норм УПК РФ и не более, - заявила тогда Магомедова. - Я не получала статус адвоката для того, чтобы стать чьим-то "карманным", как в народе называют "красным", адвокатом, я выполняю свою профессиональную работу в соответствии с требованиями закона. Из четырех уголовных дел, которые мною обжалованы в Европейский суд, Европейским судом приняты для рассмотрения три, все они расследованы следователями прокуратуры Хасавюрта Арсланхановым и Айдамировым".

В обращении адвокатов также указывалось, что в доме председателя коллегии адвокатов Адильгерея Омарова, чья супруга является федеральным судьей Кизилюртовского районного суда, 7 июля 2008 года силовиками был проведен обыск. Постановлением Советского районного суда Махачкалы от 7 июля 2008 года данный обыск был признан незаконным, но никаких мер в отношении лиц, участвовавших в процессе, не было принято.

Автор:Ахмед Магомедов