ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Вчера, 23 ноября, в 18 часов возле здания грузинского парламента были задержаны трое активистов общественного движения "7 ноября" - Джаба Джишкариани, Даги Цогурия, Иракли Кордзая. Они признаны виновными в нарушении Закона о проведении митингов.
Как сообщает корреспондент "Кавказского узла", через час после задержания трое активистов были доставлены в суд, где им предъявили обвинение в проведении незаконного митинга.
По словам председателя неправительственной правозащитной организации "Бывшие политические заключенные за права человека" Мананы Какабадзе, против троих задержанных были возбуждены три отдельных дела по административному правонарушению. Однако, по ее словам, "никакого митинга не было". "Трое человек просто стояли на тротуаре перед парламентом, и нельзя было сказать, проводят ли они митинг или просто находятся на проспекте Руставели", - сказал она.
"Трое ребят провели акцию протеста в день празднования "революции роз", чтобы привлечь внимание к делу Бату Робакидзе, который погиб ровно пять лет назад, в день революции от рук полиции. В течение пяти лет его смерть так и не была расследована", - рассказала Какабадзе, добавив, что помимо портрета Бату Робакидзе, трое манифестантов несли портрет Сандро Герквлиани, убитого в 2006 году сотрудниками полиции.
Как рассказывает Манана Какабадзе, незадолго до начала официальных торжеств на площади перед парламентом Джаба Джишкариани, Даги Цогурия и Иракли Кордзая "просто стояли в 40 метрах от установленной сцены и держали в руках фотографии Бату Робакидзе и Сандро Гергвлиани, а так же плакат "Свободу телекомпании "Имеди"" и рупор". "На момент задержания они ничего не нарушали, просто молча стояли и держали плакаты", - говорит она.
Между тем, грузинские телеканалы распространили кадры, на которых Дачи Цагурия говорит журналистам: "Мы заранее говорим, что направляемся к парламенту и выразим наш протест, потому что сегодня в Публичной библиотеке президент Саакашвили лишил нас этого права, этой возможности. У нас нет ни оружия, ни чего-либо еще, кроме рупора, с помощью которого мы заставим его услышать наш протест, нашу позицию".
Как говорит Манана Какабадзе, молодые люди пытались заявить о своем протесте против политических репрессий в Грузинской публичной библиотеке имени Руставели, которую в этот день посетил президент Михаил Саакашвили. "Однако у них не было этой возможности, потому что полиция перекрыла все дороги, все улицы и протестантов просто не пустили в библиотеку", - говорит она.
По словам адвоката Дачи Цагурия, сопредседателя организации "Бывшие политические заключенные за права человека" Гелы Николеишвили, помимо обвинений в незаконном проведении митинга, все трое уже привлекались к административной ответственности за участие в незаконных митингах, поэтому им грозил не только штраф, но и заключение сроком от трех месяцев до года.
Административные дела по троим задержанным были разделены в три отдельных производства, по которым судебные заседания проводились параллельно вечером 23 ноября. По словам адвоката, проведение судебных заседаний по административным правонарушениям в столь сжатые сроки не противоречит законодательству Грузии.
Сам процесс, по словам наблюдателей, проходил "в странном, полузакрытом режиме".
"В принципе, дело не было закрытым. До начала слушаний туда вошли все, кто хотел. Однако после начала заседаний двери судебных залов были закрыты, и никто из родственников или правозащитников не мог больше туда войти", - рассказала Манана Какабадзе корреспонденту "Кавказского узла".
Помимо участия в несанкционированной демонстрации, задержанным было предъявлено обвинение в сопротивлении полиции.
"На самом деле никакого сопротивления полиции не было. В интернете вы можете увидеть кадры того, как проходило задержание", - заявила Какабадзе. В сети размещен видеоролик, на третьей минуте которого видно, как проходило задержание: к троим протестующим подходят сотрудники милиции, и оперативник в штатском говорит: "Вам же говорили, что перед парламентом проводить несанкционированные акции запрещено". После этого полицейский, похлопывая одного из протестующих по плечу, говорит: "Пошли, пошли". На кадрах видно, что все трое - Джаба Джишкариани, Даги Цогурия , Иракли Кордзая - без сопротивления прошли к патрульной машине и сели в нее. Кроме того, зафиксированы слова оперативника в штатском: "Не надо на них надевать наручники".
По словам Мананы Какабадзе в ходе судебного заседания адвокаты задержанных добивались того, чтобы суд принял видеокадры с места задержания в качестве доказательства того, что никакого сопротивления со стороны их подзащитных не было.
Однако, как рассказал Гела Николеишвили, в суде прозвучали заявления самих полицейских, которые проводили задержание, о том, что на самом деле сопротивление было. "Поступило заявление от Главного управления полиции о том, что подзащитные оказали сопротивление. Задержание каждого из трех человек на проспекте Руставели проводил отдельный экипаж. Когда рассматривалась дело моего подзащитного, Дачи Цагурия, в зале присутствовали трое членов экипажа, проводившего задержание. По словам одного из них, Цагурия оказал сопротивление при аресте, нанес оскорбление и телесные повреждения", - отметил адвокат.
Суд отказался рассматривать видеопленку в качестве вещественного доказательства. "Решение суда, при переводе на русский язык, звучит примерно так: руководствуясь внутренним убеждением, суд принял решение о том, что показания сотрудников полиции являются истинными, а подсудимые вводят суд в заблуждение. Таким образом, было принято решение о виновности троих задержанных", - говорит Гела Николеишвили.
Суд завершился поздно вечером 23 ноября. Согласно решению суда, Джаба Джишкариани, Даги Цогурия, Иракли Кордзая были признаны виновными в проведении несанкционированного митинга и сопротивлении полиции. Мерой пресечения суд избрал штраф по 500 лари (примерно 300 долларов) с каждого.
Отметим, ранее тбилисская мэрия отказала в проведении акции 23 ноября в центре грузинской столицы на проспекте Руставели ведущим правозащитным неправительственным организациям Грузии. Акция была запланирована по случаю шестой годовщины "революции роз", которая состоялась в Грузии в 2003 году. Акцию планировали провести более двадцати неправительственных организаций и общественных движений, в том числе "Бывшие политзаключенные за права человека""Закон для народа", "42-я статья Конституции", "7 ноября" и другие. Причиной отказа было названо то, что 23 ноября это религиозный праздник Гиоргоба, в связи с чем на проспекте Руставели уже были запланированы различные мероприятия.
Напомним, что в прошлом году пятую годовщину "Революции роз", на фоне военно-политического и экономического кризиса, в Грузии, по сравнению с предыдущими годами, отметили скромно. Самым масштабным политическим событием 23 ноября 2008 года можно назвать официальное создание политической партии "Демократическое движение - единая Грузия" бывшего спикера парламента Грузии Нино Бурджанадзе.
Революционная волна в Грузии началась после парламентских выборов 2 ноября 2003 года, когда оппозиционные силы вышли на улицы городов страны и потребовали от Центральной избирательной комиссии аннулирования итогов выборов. Через несколько дней требование оппозиции переросло в призыв отставки президента Шеварднадзе. Наибольшего накала протесты оппозиции достигли 22 ноября - в первый день заседания нового грузинского парламента, легитимность которого была поставлена под сомнение. В тот день оппозиционеры во главе с Саакашвили с розами в руках ворвались в здание парламента, прервали выступавшего с речью Шеварднадзе и вынудили его покинуть зал. 23 ноября Шеварднадзе ушел в отставку.