21:30 / 11.12.2009Волгоградский краеведческий музей пополнился уникальными древними артефактами

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Волгоградском областном краеведческом музее (ВОКМ) появилась новая коллекция уникальных древних предметов эпохи бронзы и раннего железного века. Все артефакты были найдены археологами в Волгоградской области во время экспедиций 2008-2009 годов.

"В раздел экспозиции, посвященной эпохе бронзы, поступили предметы из редкого погребального комплекса, оставленного племенами ямной археологической культуры (3600-2300 гг. до н.э.)", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Наталья Хабарова, руководитель сектора археологии ВОКМ.

По словам Хабаровой, артефакты были обнаружены в Иловлинском районе в курганном могильнике Писаревка II экспедицией под руководством Владислава Мамонтова, профессора Волгоградского государственного педагогического университета (ВГПУ).

Археологи определили дату погребения с помощью найденного в нем тесловидного каменного орудия. Оно часто встречается в нижневолжских памятниках переходного этапа от энеолита (меднокаменного века) к бронзовому веку.

В другом комплексе из Писаревки были найдены бронзовый нож, бронзовое шило, стеклянные и меловые бусины, бронзовые подвески. Все они относятся к так называемому ямно-катакомбному времени (конец третьего тысячелетия до н.э.).

"Изделия из металла того времени редко встречаются, поэтому находка в Писаревском могильнике большого бронзового ножа является большой удачей для нас", - выразил свой восторг Владислав Мамонтов.

Богато орнаментированный сосуд, покрытый ангобом (покрытие из жидкой глины, нанесенное снаружи на керамический сосуд), из могильника Веселый VI принадлежит к следующей за ямной – катакомбной культуре (III тысячелетие до н.э.). По словам Хабаровой, орнамент на этом сосуде являлся не столько элементом декора, сколько "своеобразным "кодом", раскрывающим основы миропонимания древнего человека".

Наталья Хабарова обратила внимание на богато орнаментированную курильницу. "Среди катакомбных племен был широко распространен культ огня, - сказала Хабарова. – В могилах много угля, обычно сконцентрированного в глиняных жаровнях. Очевидно, такая жаровня в погребении была не только вместилищем очистительного огня, но и символом домашнего очага. Постепенно жаровни из фрагментов горшков сменяются специализированным культовым сосудом – курильницей".

Наталья Хабарова продемонстрировала две курильницы, найденные экспедицией под руководством И.В. Сергацкого при раскопках курганного могильника Перекопка II Клетского района.

Особой гордостью музея, по словам его сотрудников, стали новые артефакты позднесарматского времени (II – IV века н.э.). Они были найдены экспедицией под руководством Л.В. Гуренко в погребении сарматского знатного воина в могильнике Гремячий.

"Для позднесарматской культуры характерно появление целого ряда новых типов вещей – железных мечей без металлического перекрестия и навершия, бронзовых зеркал-подвесок, глиняной посуды из северокавказских производственных центров, различных типов фибул", - рассказал Владислав Мамонтов.

Наталья Хабарова дополнила рассказ Владислава Ивановича. Она сообщила, что экспедиция Гуренко передала в фонды музея уникальные сарматские артефакты. На музейных стендах появились длинный "всаднический" меч, два коротких меча, которыми сарматы пользовались в пешем бою. Особое внимание ученых привлекло навершие длинного меча. Оно выполнено из двух частей: призма из горного хрусталя, на которую крепился бронзовый медальон, украшенный золотом и альмандинами (редкий камень, который еще называют карбункул).

На кистях рук усопшего были найдены золотой и серебряный браслеты, а рядом в сумочке находилось ожерелье из стеклянных, янтарных и сердоликовых бус, золотой кулон и бусины. В этом же погребении были найдены лучковые фибулы – застежки для одежды. Сохранился также полный портупейный набор из шести бронзовых и серебряных пряжек и двух оконечников ремня.

"Эти находки позволяют говорить не просто о захоронении рядового воина, а о погребении знатного дружинника или даже военачальника", - заметил Владислав Мамонтов.

"Каждый год волгоградские археологи проводят в нашей области раскопки, - сказал во время открытия экспозиции Владислав Мамонтов. – Но не всегда мы находим столь уникальные находки. Конечно, находок много. И для нас, ученых, они имеют свою ценность. Но такие артефакты, которые представлены сейчас вашему вниманию, крайне редки. Ведь они интересны не только специалистам, но и простым посетителям музея. Будем надеяться, что последующие годы нас также порадуют богатым археологическим урожаем".

Ранее "Кавказский узел" сообщал, что разграбление памятников археологии приняло в Волгоградской области большие масштабы. Для борьбы с "черными" копателями в администрации региона создано специальное управление, в задачи которого входит охрана и мониторинг исторических памятников. О необходимости решить эту проблему говорили и участники ХХ краеведческих чтений, состоявшихся 12-13 февраля 2009 года в Волгограде.

Также сообщалось, что 15 апреля 2009 года участник Волгоградской областной конференции юных археологов и историков сообщил о редкой археологической находке – византийской монете с гексаграммой Константа II, датируемой VII веком н.э.

Автор:Вячеслав Ященко