ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Пытавшихся выехать в Германию с территории Польши беженцев из Чечни и Грузии на ночь разместили в городке пограничников, а сегодня вернут в центры беженцев, где с каждым из них индивидуально будет решаться вопрос о дальнейшем пребывании на территории Польши. Об этом рассказала польская журналистка Юстина Прус, представляющая издание "Речь Посполита".
Напомним, что вчера, 15 декабря, около 230 беженцев из Грузии и России, среди которых были жители Чечни и Ингушетии, в Польше без билета пытались на поезде добраться до Страсбурга, чтобы пожаловаться в Европейский суд по правам человека на плохие условия содержания в центрах для беженцев.
"Большинство этих людей были из центра в Радоме. Их остановили в городе Легнице, последнем большом городе перед границей, за 100 километров до нее. Люди ехали до Легницы около 1 часа 20 минут", - рассказала польская журналистка корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, в Легнице служба, охраняющая железные дороги, полиция "Страж", остановила этих людей, так как у них не было билетов. "Но люди не сдались, они вышли на рельсы и заблокировали поезд. Потом они сказали, что в Польше у них очень плохие условия, и якобы в какой-то "Праздник мира" они хотят протестовать против плохих условий, в которых они живут в Польше", - говорит Юстина Прус.
Она отмечает, что среди беженцев были беременные женщины, много детей и пожилых людей. Переговоры с ними польская полиция вела несколько часов. Какая-то женщина кричала: "Помогите нам!" из полуоткрытого окна вагона. В Легнице поезд простоял 3 часа, после чего направился в Згожелец, где уже безбилетников вынудили покинуть поезд.
Беженцев отвезли в помещения, подготовленные згожелецким "Стражем". Сегодня их должны отвезти обратно в Радом. По некоторым данным, этим людям будут предъявлены обвинения в попытке нелегального пресечения границы, за что предусмотрен срок до 3 лет лишения свободы, а также депортация.
"Но власти говорят, что необязательно будут такие последствия, повторяют, что каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Но отмечают, что, если они раскаются, возможно, для них вообще не будет никаких последствий, так объясняли пограничники из "Стража", - рассказывает Юстина Прус.
По ее словам, у очень многих кавказских беженцев в Польше действительно нет оснований для получения статуса беженца, а процедура рассмотрения ходатайства длится очень долго. "И многие не получают здесь статус, так как у них причины чисто экономические – они действительно хотят уехать на запад, куда-нибудь чтобы заработать деньги. Они едут целыми семьями. Эти люди говорят, что рассмотрение их дел - это действительно большая проблема. Журналистам они рассказали, что много лет ждут статус беженца. По закону, срок рассмотрения ходатайства составляет 6 месяцев, но он может быть продлен в силу разных обстоятельств. Например, из-за того, что беженцев очень много, и им нужно оказывать юридическую помощь", - говорит собеседница.
По ее словам, есть информация, что в последнее время рассмотрение таких дел занимало 7-8 месяцев. "Официальные лица говорят, что ситуация не настолько драматичная, чтобы решаться на такие рискованные шаги – об этом говорит шеф польского бюро ООН по делам беженцев. И по закону, пока эти люди не получили статус беженца, они не могут пересекать границу", - рассказывает Юстина.
Она отмечает, что среди беженцев очень много грузин и грузинских курдов. После того, как в прошлом году два курда получили статус беженцев в Польше, сюда устремилось очень много курдов.
"Мне рассказывали, что на польско-белорусской границе шли полные поезда курдов в Польшу, а в другую сторону едут полные поезда депортированных грузинских курдов, потому что им не дают статус беженца. Ведь статус не могут всем давать, только лишь по причине преследования. У меня есть знакомые чеченцы, которые живут в Польше и спокойно ездят в Чечню. Но в последнее время законы Польши ужесточились, так как таких людей стало очень много. Когда была война – было другое дело", - говорит журналистка.
По ее словам, есть информация, что из всех, кто приезжает, больше 90% не имеют оснований для получения статуса беженца. "Причем они не хотят оставаться в Польше, а через Польшу едут потому, что у нас довольно просто попасть в страну. Они говорят слово "беженец", и их должны отправить в центр для рассмотрения ходатайства", - рассказывает Юстина.
Она также сообщила, что в польских СМИ идет информация о том, что предпринявшие попытку выехать из Польши в Германию беженцы с Кавказа намеревались, по их словам попасть на "Марш мира" в Страсбурге, чтобы там привлечь внимание к своей проблеме.
"Где-то была информация, что эти люди ехали в Страсбург на "Марш мира". Но они как-то не похожи на тех, кто ездит на "Марши мира", ведь они ехали целыми семьями, со всеми сумками, со всем багажом. Они ехали на этом поезде, они были из разных центров для беженцев, там было около 40 семей из города Радом, и из других польских центров", - отмечает собеседница.
По ее словам, все это было похоже на организованную акцию – у людей были транспаранты с надписями на английском языке: "SOS", "Власти Польши делают бизнес из беженцев", "Для Польши беженцы – бизнес", "Мы тоже люди" и другие. "Писали на английском, видимо, рассчитывали, что это куда-то пойдет дальше в мир. Журналистам эти люди жаловались на условия в польских центрах, что процедура признания и присвоения статуса беженца длится в Польше очень долго, а без этого они не могут найти ни квартиры, ни работы", - продолжает Прус.
Как объясняет в интервью польской газете "Выборча" Эва Пехота, пресс-секретарь в управлении по делам беженцев, центр для беженцев в Радоме – это бывшая гостиница, которую арендовало их управление, и именно оттуда уехало 40 семей 15 декабря. Это заведение работает около 5 лет, имеет открытый характер - находящиеся в нем могут свободно ходить в город, дети учатся в обычной школе-гимназии. Эва Пехота говорит, что беженцам позволено не находиться на территории центра до трех дней, после чего их должны вычеркивать их списка центра.
По словам Эвы Пехоты, беженцев стало очень много, и "кавказцы начинают себя плохо вести". "Если они в одном центре с иракскими курдами или какими-нибудь африканцами, они там устанавливают свои порядки. И их приходится разделять. Кавказцы могут быть только вместе. Это тоже становится проблемой, бывают очень острые конфликты", - рассказывает польская журналистка.
По ее словам, в Польшу едет очень много людей, которые даже не понимают, в чем состоит статус беженца, и большинство из них приходится отправлять обратно.
"Есть информация из какого-то другого центра для беженцев, там люди несколько недель назад вышли на дорогу, перекрыли ее и требовали увеличить количество стульев в столовой и еще предъявили какие-то индивидуальные требования. Эва Пехота объясняет, что им удалось с ними договориться, выполнить часть их требований, и на второй день они уже сами не хотели на эту тему разговаривать", - рассказывает Юстина.
Напомним также, что в российском посольстве в Варшаве сообщили, что никаких обращений со стороны польских властей по поводу задержания российских граждан туда не поступало. По словам представителя посольства, в таких случаях в дипломатическую миссию, как правило, не обращаются.
Министерство иностранных дел Грузии, в свою очередь, подтвердило, что в инциденте в Польше участвовали и 30 граждан Грузии, которые требуют статуса беженцев.
По информации представителя грузинского МИД, пассажиры поезд не угоняли. "Пассажиры поезд не угоняли. Они заняли его без билетов. После того, как их попросили покинуть поезд, безбилетники отказались сходить и потребовали поездку в Страсбург", - отмечают в МИД. По информации ведомства, в ближайшее время с грузинскими гражданами, которые находятся в поезде, встретится консул Грузии в Польше.
Всего в Польше функционирует 20 пунктов размещения и содержания иностранцев. Центральный пункт рассчитан на размещение 350 человек. На каждого проживающего в пункте выделяется 20 злотых (210 рублей) на покупку средств личной гигиены и 50 злотых (525 рублей) на мелкие расходы, предоставляется также одноразовая помощь на покупку одежды в размере 140 злотых (1470 рублей). В пунктах проживают люди разных национальностей, вероисповеданий и культур, у которых подчас нет постоянных занятий. Всего в Польше в центрах для беженцев проживают в настоящее время около шести тысяч человек. Они обеспечиваются питанием, медицинским обслуживанием, дети ходят в школу, говорят местные власти.
Самой большой группой, ищущей в Польше пристанища, являются чеченцы. Кроме чеченцев, убежище получали в прошлом году белорусы, армяне, вьетнамцы, около 30 иракцев. Лидирующая позиция Польши по предоставлению пристанищ беженцам может измениться, так как уже в 2009 году власти отклонили несколько тысяч прошений граждан Грузии, пишет польская газета "Dziennik Gazeta Prawna".
Как уже отмечалось в информации "Кавказского узла", расширение Шенгенской зоны обернулось для Европы потоком нелегальных иммигрантов из Чечни. Лидерами по числу беженцев стали страны Западной Европы, особенно Германия и Франция.
Проблема массовой миграции молодёжи в европейские страны в последние годы стала особенно острой и для Чечни. Чеченцы ищут убежища в Бельгии, Польше, Франции и других странах Европы.
Напомним, что в конце 2007 года во Франции количество просителей убежища из Чечни резко превысило их привычное число. В результате приезжие из Чечни оказались в катастрофически тяжелых для проживания условиях. В январе прошлого года аэропорт Парижа "Руасси-Шарль де Голль" был переполнен просителями политического убежища из Чечни, которые находились там в условиях, не адаптированных к длительному приему людей. Беженцы находились в помещении, где не было кроватей - только металлические сиденья с подлокотниками, не было душа, телефона. 80 женщин и мужчин находились в одном помещении.
По данным посольств европейских государств в России, на сегодняшний день в странах Европы проживает около 150 тысяч выходцев из Чечни.