20:20 / 16.12.2009Заключенный уроженец Ингушетии жалуется на давление на мусульман в тюремной лечебнице Ижевска

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В лечебно-исправительном учреждении ФБУ ЛИУ-4 города Ижевска заключенные, исповедующие ислам, подвергаются моральному и физическому притеснению, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" родственник одного из этих заключенных.

Буквально, по его словам, от мусульман требуют отказаться от ислама и принять "христианскую религию".

Одним из заключенных ЛИУ-4, жалующимся на давление из-за вероисповедания, является сын известного ингушского писателя и советского диссидента Иссы Кодзоева Зялмах Кодзоев.

С 12 декабря Зялмах Кодзоев держит голодовку в протест нарушения своих прав со стороны администрации, сообщает его отец.

"Именно 12 декабря моего сына в очередной раз жестоко избили сотрудники ЛИУ. Побоями руководил и лично участвовал в них младший инспектор ШИЗО этого учреждения некий Игорь Васильевич. Его избивали несколько сотрудников этого учреждения дубинками, руками и ногами. Как всегда требовали принять "христианство". Все этого происходит по указке начальника ЛИУ Курбана Эминова", - рассказал Исса Кодзоев.

Исса Кодзоев отмечает, что многочисленные тяжелые болезни (язва желудка, костная недостаточность черепной коробки, туберкулез) его сына не помешали сотрудникам данного исправительного учреждения избивать его.

С 4 декабря Зялмах Кодзоев был водворен в штрафной изолятор. "В этот день 4 декабря, когда сын совершал свою молитву, к нему в камеру ворвались сотрудники ЛИУ. Несмотря на то, что он находился в молитве, они прямо там начали его избивать, ругались на него матом, коврик, на котором он делал молитву, вытоптали грязными ногами и закинули в туалет. И сразу же поместили в ШИЗО, где отсутствует отопление, а окна всегда держат открытыми притом, что на улице зима, да еще у сына туберкулез. Он до сих пор содержится в этом ШИЗО, ему дали ни за что 15 суток", - говорит Исса Кодзоев.

Исса Кодзоев также сообщает, что его сыну, остро нуждающемуся в лечении и направленного для его получения в ЛИУ-4, не оказали никакого лечения за все его время нахождения в ЛИУ. "Его там не лечат, а добивают", - сказал по этому поводу Исса Кодзоев.

Сотрудники ЛИУ-4 не дают заключенным мусульманам совершать молитву, избивая их при ее совершении, оскорбляя чувства верующих. "Самое для них невыносимое - это оскорбления Всевышнего Аллаха и Его Пророка. В ЛИУ-4 нарушаются права всесторонне и изощренно", - говорит Исса Кодзоев.

"То же самое происходит с остальными заключенными мусульманами, а их еще девять человек. Большинство из них оставили совершения молитвы, потому что им просто физически не дают ее выполнять. Но моему сыну достается больше всех, так как они ни при каких обстоятельствах не оставляет молитву, за что его жестоко и постоянно избивают. Вместе с ним сейчас в ШИЗО за совершение молитвы содержатся еще трое мусульман", - рассказал писатель.

Также писатель отмечает, что здоровье его сына и некоторых из остальных мусульман находится в критическом состоянии.

Зялмах Кодзоев был осужден за нападение на совместный осетино-ингушский пост милиции в 1998 году. По словам Иссы Кодзоева, уголовное дело в отношении сына было полностью сфабриковано и основано на признательных показаниях, выбитых под пытками в силовых ведомствах Северной Осетии.

Зялмах Кодзоев был переведен в г.Ижевск из исправительного учреждения республики Мордовия, где отбывал наказание 6 лет из установленных ему 24 лет заключения. О Кодзоеве писала Анна Политковская. В своей статье "Что такое смертная казнь "по умолчанию" в "Новой газете" Политковская описывала изощренные пытки, которым подвергали Зялмаха Кодзоева в мордовской тюрьме. Также ситуацией с Кодзоевым занимались российские правозащитники Лев Понамарев, Светлана Ганнушкина и др.

Корреспондент "Кавказского узла", в связи с первой неудавшейся попыткой получить комментарии по поводу происходящего с мусульманами в Министерстве юстиции Удмтуртии оставил сообщение с официальным запросом по этому делу на автоответчик "телефона доверия" Минюста.

На следующий день с корреспондентом связался Сергей Климок, помощник руководителя Управления Минюста России по Удмуртской Республике.

"Я просто хотел проинформировать, что данная информация относится к сфере компетенции управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике (УФСИН). В настоящее время ваше сообщение вместе с нашим письмом отправлено в УФСИН. Мы официально переправили им ваше заявление. Теперь они будут проводить проверку по вашему сообщению. Сегодня УФСИН Удмуртии уже получил электронную запись вашего телефонного звонка с нашим сопроводительным письмом", - сказал Климок, добавив, что информация дошла до начальника собственной безопасности УФСИН.

В приемной УФСИН Минюста Удмуртии по поводу запроса от корреспондента на получение сведений насчет происходящего в Ижевске ничего сказать не смогли.

Вопросы же корреспондента "Кавказского узла" внимательно выслушали и порекомендовали обращаться к "компетентным людям", предоставив их номера телефонов. Однако, по указанным номерам телефонов в течение дня дозвониться не удалось.

История Кодзоева обсуждалась в феврале этого года на пресс-конференции правозащитников "Чеченцы и ингуши в российских тюрьмах и колониях".

Напомним, что уроженцы Северного Кавказа, содержащиеся в тюрьмах в других регионах России, не раз жаловались на притеснения со стороны других заключенных и сотрудников исправительных учреждений по национальному признаку.

Автор:Закре Магомадов, Дмитрий Флорин
30.12.2009 в 08:58fbuliu4
Истинный мусульманин тот, кто признает свои ошибки Нелепая «страшилка» появилась недавно на некоторых сайтах всемирной паутины, якобы в лечебно-исправительном учреждении № 4 города Ижевска заключенные, исповедующие ислам подвергаются моральному и физическому притеснению, каждая их попытка совершить намаз заканчивается оскорблением, побоями и заключением в ШИЗО, мол, мусульман насильно принуждают отказаться от ислама и принять христианство. Однако, как выясняется, все это выкладывается «со слов родственников», ни один из авторов публикаций в Интернете не пытался даже побывать на месте инцидента… А «пожар» раздул 38-летний уроженец Назрановского района Ингушетии Зялмах Кодзоев. Биография его характерна для многих северокавказских боевиков. Он уже имел одну судимость. В сентябре 1998 года он добровольно вступил в «устойчивую вооруженную группу», проще говоря, в бандформировании, в составе которой принимал участие в налетах, разбоях, нападениях на правоохранительные органы, незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия и боеприпасов. Был задержан после нападения банды на милицейский осетино-ингушский блокпост, который попросту расстреляли. Решением владикавказского суда в совокупности по 8 (!) статьям УК РФ были приговорен к 24 годам лишения свободы в колонии строго режима. Первые шесть лет срока отбывал в одном из исправительных учреждений в Мордовии, где уже проявил себя как злостный нарушитель режимных требований, правил внутреннего распорядка. А затем его вместе с несколькими «сотоварищами» перевели в Удмуртию. Так он оказался в ЛИУ-4, и вскоре засветился в Интернете. Начальник ЛИУ-4 Гурбан Эминов в полнейшем недоумении: - Я сам мусульманин, и никогда бы такого не допустил. Да и вообще у нас подобное в принципе невозможно. Именно в нашем учреждении по просьбе осужденных в 2003 году была построена первая в УФСИН Удмуртии мечеть вместимостью до 50 человек, ранее была молитвенная комната. В нее обеспечивается доступ осужденных в часы, свободные от обязательных мероприятий, предусмотренных режимом содержания и распорядком дня. Сейчас мусульманская община ЛИУ-4 насчитывает порядка 15 человек. Примерно половина из них регулярно посещает мечеть, другие в выходные и праздничные дни. Имеется около 150 экземпляров духовной литературы. Ежедневно по вторникам осужденных посещает преподаватель Духовного управления мусульман Ижевска, который проводит с ними занятия по изучению основ ислама, арабского языка, совместно совершает намазы и просто беседует. Проводятся и религиозные праздники, например, 30 ноября у нас отмечался Курбан байрам. Кроме того, в рамках служебной подготовки проводятся занятия с сотрудниками учреждения по основам ислама, чтобы им было легче понимать мусульманскую часть спецконтингента. Как рассказал Гурбан Таджиддин-оглы, Зялмах Кодзоев при проведении планового обыска (обычная процедура в колониях) грубил и оказывал неподчинение сотрудникам, за что и был водворен в штрафной изолятор. Но и там не угомонился, при проведении опять таки обыска в камере он оказал физическое сопротивление. Пришлось применить силу, загнув абреку руки за спину, его заперли в камере. Ни какие спецсредства при этом не применялись. Все материалы по данному факту были переданы в прокуратуру, сейчас проводится проверка. Побывала с внеплановым визитом в ЛИУ-4 и Общественная наблюдательная комиссия. Вот ее резюме: «Проверены условия проживания в комнатах длительных свиданий, проведена беседа с родственниками осужденных. Условия удовлетворительные, замечаний нет. Проведена встреча с осужденным Кодзоевым З.И. Со слов осужденного с наказанием он согласен, претензий к администрации не имеет». Кстати, он признал свою вину и в личной беседе с начальником учреждения. Не осталось в стороне и региональное Духовное управление мусульман Ижевска. На днях его представители посетили ЛИУ-4 и встретились с осужденными мусульманами непосредственно в стенах мечети при учреждении, внутренний интерьер которой, между прочим, совершенно не отличается от мечетей, находящихся по другую сторону колючей проволоки. Полковник Эминов, проводов гостей в мечеть, затем тактично удалился, оставив их наедине с верующими. Совершим совместный намаз. Муфтий Ижевска сказал: - Мы пришли не для того, чтобы кого-то обсудить. Вы знаете, что такое ислам, и знаете, что истинный мусульманин тот, кто признает свои ошибки. Аллах не прощает обидчика до тех пор, пока того не простит обиженный. Аллах дал вам это испытание, и вы должны это понимать. Для вас в колонии созданы возможные условия, которые нет даже во многих других регионах. Но хотелось бы все-таки узнать, как он исполняются: можно ли совершать намаз, держать пост? Только помните, что мусульманин должен быть честен в своих ответах. Осужденные (уроженцы Дагестана, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана и Удмуртии) ответствовали честно, ибо кто же солжет в стенах мечети: - Скрывать нам нечего. К сожалению, пост мы держать не можем, потому что все мы здесь люди больные. А намаз в мечети совершаем в зависимости от распорядка дня. Но мы можем совершать его и в других местах, никто нам не возражает. Поучает мы и мусульманские газеты, духовную литературу читаем или в библиотеке или там, где живем. - В другую веру нас никто и никогда не пытался обратить. Ни о чем подобном мы и не слышали. - Я здесь третий год. В мечети части бывать не могут, так как работаю в промзоне. Там и совершаю намаз, у меня для этого есть и коврик, и никто мне не мешает… … Позднее, отвечая на вопросы корреспондента «УП», ответственный по связям с УФСИН от регионального Духовного управления мусульман Удмуртии Станислав Климов отметил: - Посещая это учреждение уже лет пять, могу более-менее объективно судить о ситуации. Руководство ЛИУ-4 всегда идет нам навстречу и дает нам возможность вести здесь религиозную работу. Относительно случая с Кодзоевым, могу сказать, что когда группа наших братьев-мусульман прибыла из мордовской колонии, они сразу начали провоцировать конфликтные ситуации. В мечети они с ходу начали доказывать всем, как мощно ущемляются их религиозные права. В ответ осужденные, находящиеся тут давно возразили: «Это неправда, здесь не притесняют людей по религиозному признаку и не наказывают за намаз». И выложенное в Интернете считаю абсолютной нелепицей. Кстати, один из этой «мордовской» группы как-то сказал мне, что они заявляют о себе, добиваются своего через Интернет. Только теперь я понял смысл этой фразы. Полностью солидарен и председатель регионального духовного Управления мусульман Удмуртии Фарис Хазрат: - Я и раньше был уверен, что такого здесь быть не может, утвердился в этом мнении и после сегодняшней встречи с осужденными. Мы очень удивлены появлением данной информации в Интернете, прежде чем публиковать подобное, автор должен провести хотя бы элементарную проверку. Осужденные ни разу не высказывали нам нареканий на их притеснения. Говорят об этом и тех, кто приходят к нам после освобождения, а им-то уже бояться нечего. И мы, и УФСИН заинтересованы в том, чтобы ситуация в колониях была нормальной. Благодаря нашей совместной работе в Удмуртии не бывает тех драматичных, а порой и трагичных ситуаций, какие иногда случаются исправительных колониях других регион. В свое время Владимир отметил, что терроризм не имеет национальности, равно как и вообще преступность. Так давайте же еще раз уясним, что религиозные национальные вопросы всегда очень уязвимы и деликатны, выносить их на общественность можно лишь все тщательно проверив и взвесив. Газета «Удмуртская правда» №149, автор статьи Алексей Васильев