ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В результате ранений при взрыве автомобиля в Назрани 16 декабря скончался третий пассажир - Амирхан Джаниев. Раненая при взрыве вдова Макшарипа Аушева Фатима Джаниева может давать показания. Родственника пострадавших Батыра Джаниева, которого следствие называет террористом-смертником, отомстившим за родных, накануне проводили в Архангельск на учебу.
"Состояние Фатимы Джаниевой удовлетворительное, а тяжело раненый Амир умер сегодня", - рассказала 20 декабря корреспонденту "Кавказского узла" мать Макшарипа Аушева Марьям Джаниева, свекровь Фатимы Джаниевой.
Напомним, что машина с родственниками Макшарипа Аушева взорвалась вблизи поста ДПС в Назрани. В машине ехала целая семья: беременная вдова Макшарипа Аушева Фатима Джаниева, ее мать Лейла и два брата - Амирхан и Муслим (он был за рулем). От взрыва и вспыхнувшего пожара 51-летняя Лейла Джаниева и 24-летний Муслим скончались на месте. Амирхан и Фатима с тяжелыми ранениями были доставлены в Ингушскую республиканскую клиническую больницу. Родственники Аушева считают, что в трагедии виновны силовики.
"Те, кто устроил взрыв, явно не рассчитывали, что хоть кто-то останется в живых. Поэтому сначала правоохранительные органы сообщали, что машину Джаниевых обстреляли, когда она отказалась остановиться на посту; что там взорвалось перевозимое самими пассажирами взрывное устройство. Наконец, что там взорвался баллон газа. Между тем, свидетель – Фатима – жива и в состоянии рассказать о том, что было на самом деле", - говорит собеседница. Отметим, что, по некоторым данным, причиной взрыва стал обстрел машины милиционерами.
По ее словам, мать Фатимы Лейла Джаниева недавно сделала хадж в Мекку. "Они с детьми взяли подарки – коврики, ткани, и хотели проехаться по родственникам. Все эти обгорелые коврики выбросило при взрыве из машины. До взрыва их машину остановили, досмотрели, сказали "счастливого пути", - машина проехала пятьдесят метров и взорвалась", - говорит Марьям Джаниева корреспонденту "Кавказского узла".
Между тем, на сайте прокуратуры республики Ингушетия подчеркивается, что машину Джаниевых не останавливали и не обстреливали.
"По предварительным данным, автомобиль выехал на трассу, в направлении г.Магаса, но, заметив стоявших недалеко от этого места работников ДПС МВД республики, водитель стал менять направление движения, и в этот момент произошёл взрыв, повлекший человеческие жертвы. Работники правоохранительных органов, до взрыва, каких-либо мер по остановке автомобиля гражданина Джаниева М.М. не предпринимали и выстрелы не производили", - говорится на сайте прокуратуры.
"Всего в семье Джаниевых было пятеро детей. Старший – Адам - закончил мединститут Петербурга, оттуда уехал в Англию, постоянно проживал там с детьми. Фатима тоже закончила мединститут. Второй брат, Муслим, закончил офицерскую академию в Петербурге. Лейла Джаниева одна воспитывала пятерых детей без отца. Она днем и ночью торговала фруктами, арбузами и так всем детям дала образование. На лето братья приезжали в Назрань и помогали матери, тоже торговали арбузами, дынями, чтобы осенью уехать на учебу", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Марьям Джаниева.
Ее удивление вызвало то, что третий сын Лейлы Джаниевой - Батыр - по сообщениям правоохранительных органов, оказался террористом-смертником. Родственники считали, что на момент теракта, повлекшего многочисленные жертвы среди сотрудников силовых структур и гражданских лиц, Батыр Джаниев в Назрани отсутствовал.
"Батыр, третий брат, учился в Архангельске в университете на строительном факультете. И вот недавно все ребята собрались в Назрани, чтобы построить дом Муслиму, заливали фундамент. Затем Батыр 14 декабря уехал на сессию. Амир, младший, тоже должен был уехать (он учился в Петербурге на программиста), но задержался на пару дней – ему нужно было получить какую-то справку в Назрани. Батыра мы 14 декабря проводили на автобус до Минеральных Вод, чтобы он потом поездом доехал до Архангельска. Собрали с собой сумку с едой – кур, фрукты и так далее, посадили на автобус. Поэтому для нас полнейшей неожиданностью стало то, что он "оказался тем самым шахидом", - говорит Марьям Джаниева.
"Как мог Батыр за такое короткое время узнать о трагедии с его матерью? Мы пытались звонить ему сразу же, однако его телефон не отвечал. Мы не придали этому значения, так как, когда он приезжал в Архангельск, он менял номер телефона - покупал новую сим-карту местного оператора. А потом дозвониться ему так и не удалось. Тела его не выдавали. Почему правоохранительные органы так быстро установили его личность по отпечаткам пальцам? Я не могу утверждать, но не исключаю, что Батыра сняли с того автобуса на Минеральные Воды те же структуры, что устроили взрыв машины Джаниевых, а потом уже использовать его имя. Не были похожи эти ребята на подозрительных людей. Это вам скажут многочисленные свидетели", - заявила Марьям Джаниева.
На сайте прокуратуры Ингушетии сообщается, что 17 декабря 2009 года Джаниев Батыр, передвигавшийся на автомобиле марки "Лада-Приора", сравнявшись со стационарным постом "Волга-16", привел в действие взрывное устройство, когда на посту ДПС находились несколько десятков милиционеров, проводивших рейдовые мероприятия по выявлению автомобилей без номеров и с тонированными стеклами. В результате взрыва ранения различной степени тяжести получили 23 человека. Джаниев Батыр, приведший в действие взрывное устройство, от полученных ранений скончался на месте. СУ СК при прокуратуре РФ по Республике Ингушетия возбуждено уголовное дело по нескольким статьям. По версии правоохранительных органов, самоубийственный теракт был его местью силовикам за мать и брата.
Как сообщал "Кавказский узел", машину самого Макшарипа Аушева 25 октября на федеральной трассе "Кавказ", в районе селения Нартан Чегемского района КБР, обстреляли неизвестные лица из проезжавшей мимо автомашины. Аушев погиб на месте. Находившаяся вместе с ним в автомобиле его двоюродная сестра была тяжело ранена, и 6 декабря скончалась в больнице.
Макшарип Аушев входил в состав экспертного совета по Северному Кавказу при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и во времена президентства Зязикова был известен своей оппозиционной деятельностью. Ему неоднократно угрожали, а 15 сентября пытались похитить.