ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Калмыкия отмечает сегодня День памяти, посвященный 66-летней годовщине депортации калмыков по обвинению в измене Родине. Калмыки были не просто высланы, но и рассеяны по Сибири - от севера до Дальнего Востока и Казахстана. Почти половина всех калмыков погибла в ссылке. Практически в каждой калмыцкой семье до сих пор вспоминают умерших по дороге или погибших в ссылке.
Зоя Наранова, библиотекарь Национальной калмыцкой библиотеки рассказала корреспонденту "Кавказского узла" о происходящем сегодня в республике.
"Каждый год в этот день утром возлагают цветы у кинотеатра "Родина". Проходит митинг там, где была основная точка сбора на высылку. Сейчас также проходил митинг у мемориала "Исход и возвращение" работы Эрнста Неизвестного. В 2 часа дня была поминальная служба. В 3 часа - концерт "Реквием", в котором принимал участие приехавший осетинский хор", - рассказала Зоя Наранова.
По ее мнению, особенность в депортации калмыков состоит в том, что происходила более жестко, даже по сравнению с другими народами Кавказа. "Потому что калмыков высылали в самые жесткие и суровые условия – на Север, хотя знали, что это южный народ. Были очень жесткие условия проживания, был сильный разброс по регионам, по селениям. Хотя мне кажется, нельзя об этом говорить так – кому было при переселении хуже, это как-то неправильно", - говорит собеседница.
По ее словам, одной из самых больных тем депортации является ее влияние на демографию калмыков, сказывающееся на народ до сих пор.
"Влияние на демографию – это самая больная тема. Потому что это сама по себе российская беда – мужчины все попали на фронт, а солдаты-калмыки были сняты с фронтов и были брошены в Широколаг, и понимаете, сколько из них вернулось? Женщины работали в ужасных условиях - на лесоповалах, на шахтах, мерзли там. Это сильно ударило по ним. Все это отзывается через несколько лет даже уже на правнуках, особенно на девочках", - рассказывает Зоя Наранова.
По ее словам, многие калмычки, рожденные в конце пятидесятых, не могут иметь детей. "У нас сейчас очень много аллергических заболеваний. И все это связано с теми событиями, это подрыв генофонда. Условия проживания были совершенно не для этого народа и очень жесткие", - рассказывает Зоя Наранова.
По словам Зои Нарановой, помимо Широковской ГЭС калмыки работали на лесоповалах, на шахтах, многие калмыки оказались в зоне Семипалатинска, и об этом стали говорить только в последние годы. С этим связаны аллергические заболевания, рак крови, которые проявляются почти через 2 поколения.
В соответствии с указом президиума Верховного Совета СССР о ликвидации Калмыцкой АССР, начиная с 28 декабря 1943 года, было произведено тотальное выселение граждан калмыцкой национальности с территории Калмыкии, Ростовской области, Сталинградского и Ставропольского краев. Всего к середине 1944 года были выселены 99 тыс. 252 человека, а с учетом солдат и офицеров, выведенных из боевых частей, депортации подверглись около 110 тыс. калмыков.
По словам Зои Нарановой, при воссоздании Калмыцкой АССР при Хрущеве в составе республики не оказалось 2 районов, ранее входивших в нее. "Когда восстанавливали республику, 2 района остались в Астраханской области – Приволжский и Лиманский", - рассказывает Зоя Наранова.
Накануне, в преддверии скорбной даты в истории калмыцкого народа глава Республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов отметил, что 28 декабря – скорбная дата для калмыцкого народа.
"В этот день по всей республике зажигаются поминальные лампадки – символ поминовения, очищения и благодарности. 28 декабря 1943 года была ликвидирована Калмыцкая АССР, а калмыки подверглись жестокой депортации в Сибирь. Прошло 66 лет, но слезы и боль наших бабушек и матерей никогда не утихнут в наших сердцах. В этот день мы отдаем дань памяти нашим родным и близким, упокоившимся на чужой земле. Светлая память всем погибшим", - говорится в обращении к калмыцкому народу от имени президента республики.
85-летний Андрей Джимбиев, калмыцкий писатель, переживший депортацию 1943 года, рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что попал в депортацию после того, как был отпущен домой с фронта после ранения на долечивание.
"Я приехал домой раненный, меня отпустили домой на 6 месяцев. И вдруг утром заходят военные, сказали, что выселяетесь. Прибыла воинская часть, недели 2-3 они у нас побыли, ходили по дворам, говорили, что разыскивают диверсантов, предателей. А я не обращал на это внимание, потому что приехал раненный с фронта, и считал, что это ко мне никакого отношения не имеет. Мой отец служил на Волховском фронте, на Ленинградском. От него известий не было тогда. Я считал, что я и моя семья, что правительство, Сталин, не могут поступить так с нами", - рассказывает ветеран.
"Поэтому я спокойно ждал. А когда зачитали нас всех на переселение по приказу комитета Обороны, Сталина, я удивился. Сейчас мне исполнилось 85 лет. Тогда я даже не думал о том, что калмыки были предателями и что мы заслуживаем выселения. Нам дали 2 часа на сборы, сказали взять продуктов на дорогу. Я был уверен, что разберутся, и что даже если нас вывезут, то потом вернут. И так мы оказались в Сибири на 13 лет. 28 декабря нас выселили, а на следующий день, 29 декабря, мне исполнилось 19 лет, в вагоне для перевозки скота. Из Сибири я вернулся, когда мне было 33 года", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Андрей Джимбиев.
По его словам, сразу после депортации калмыцкого народа с фронтов стали возвращать солдат-калмыков, которых тут же отправляли на работы. В основном они попали на Широковскую ГЭС.
"Мой отец воевал, он не знал, что калмыков сослали в Сибирь. Когда его стали демобилизовывать, его вызвали в штаб полка и спрашивают, мол, откуда ты родом? Отец отвечает, что он из Лаганского района Калмыцкой АССР, ему говорят: "хорошо, вот туда и поедешь". А потом вызывают через месяц, и говорят: "А Калмыцкой АССР такой и нет". Отец мой, малограмотный человек, думал, что просто вот война, почта работает плохо, и писем нет поэтому. Он в штабе говорит: "Как же так? Там же моя семья. Трое детей, жена". Ему ответили, что будут искать его семью. И через полгода после окончания войны он приехал туда. Осенью 45-го нашли семью, и его отправили к нам. Он приехал с медалью "За отвагу" и через 2-3 дня его поставили на спецучет. Как предателя. Также, как и меня", - рассказывает Андрей Джимбиев.
"А потом, в Сибири, через лет 10 нам дали "свободу" - можно было из деревни в деревню без разрешения коменданта ходить. Участников войны и коммунистов сняли с учета. А семьи так и оставались на учете. Так вышло, что в конце нашего срока, во второй половине 60-х годов, оказалось, что предателями остались дети и женщины", - рассказывает собеседник.
"Однажды в Сибири нам сказали, что Калмыцкая автономия восстанавливается, мол, желающие уехать на родину, пусть готовятся, тех, кто заслужил, будут выдвигать на работу по возвращении в свою республику руководить экономикой, культурой и так далее. Больных обещали направить на лечение в санатории. Такое было указание Хрущева", - рассказывает Андрей Джимбиев.
В Сибири он выучился и работал бухгалтером. "Хотя сначала был учителем начальных классов. По возвращению я стал здесь контролером-ревизором при Минфине по Калмыцкой АССР. Стал писать, думал о том, как поскорее восстановить экономику и культуру нашей республики, чтобы стать наравне с другими соседними республиками", - вспоминает Андрей Джимбиев.
"Потом, уже в Калмыкии, я стал писать. Сейчас я народный писатель Калмыкии. Три дня назад у меня вышла из печати 33-я книга. Раньше мне, как писателю, нельзя было писать о выселении. Я написал повесть о тех событиях. Но в ней говорится, что семьи калмыков, когда было трудно, эвакуировали в Новосибирскую область от немцев", - рассказывает Джимбиев.
Он отмечает, что во время Советского Союза информация о депортации замалчивалась. "Хотя говорили: "Пишите об этом открыто, но если напишешь – печатать этот никто не будет". Это было при Хрущеве. Но сейчас об этом говорят открыто", - отмечает собеседник.
По его словам, в учебниках о депортации ничего не написано. "А так, к примеру, как писатель, я встречаюсь с детьми, выступаю в библиотеках. Мы сейчас открыто рассказываем о ссылке. Я считаю, что Хрущеву мы должны поставить большой памятник за то, что он нас вернул из ссылки", - говорит Андрей Джимбиев.
Отметим, что из родных мест во время Великой Отечественной войны были выселены не только калмыки, но и карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, турки-месхетинцы. По данным Международного общества "Мемориал", в 1943-1944 годах из Чечни и Ингушетии было вывезено 485 000 человек, из Калмыкии - 101 000 человек, из Карачаево-Черкесии - 70 000, из Кабардино-Балкарии - 37 000 человек. Число жертв депортации среди турок-месхетинцев и других народностей Закавказья составило 100 000.
Ряд ученых склоняются к версии, что одной из причин депортации карачаевцев, чеченцев, ингушей и балкарцев было стремление Сталина расширить территорию Грузии, чтобы Северный Кавказ, в том числе и высочайшая в Европе гора Эльбрус, попали под контроль Тбилиси. Это, по мнению ученых, подтверждает и тот факт, что в 1943 году территория Карачаевской автономной области была передана Грузинской ССР, а город Карачаевск был назван по-грузински – Клухори.
В 1957 году советское руководство разрешило карачаевскому народу вернуться на историческую родину. Была восстановлена Карачаевская автономная область. Первый президент России Борис Ельцин реабилитировал переселенцев и попросил от имени руководства страны прощения за преступление государства против карачаевцев. С тех пор ежегодно 3 мая в Карачаево-Черкесии отмечается как День возрождения карачаевского народа.
В 1991 году был принят Закон "О реабилитации репрессированных народов". Однако применение этого документа на практике оказалось осложнено многими факторами, что пока не позволяет считать закон исполненным во всех отношениях ко всем народам, подвергшимся массовым репрессиям в СССР.