ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Карачаево-Черкесии местные СМИ обвинили санаторий "Теберда" в распродаже земли и плохой работе руководство санатория. Сотрудники санатория и отдыхающие отзываются о руководстве положительно, а СКП ведет проверку.
27 октября в Карачаево-Черкесии в местной газете "Черкесск" вышла публикация под авторством члена Союзов журналистов России Александра Андреева под названием "Бойкая распродажа в Теберде", в которой рассказывалось о том, что у ребенка близких друзей автора публикации была положительная реакция на манту, и они отправились в санаторий для того, чтобы узнать о санатории получше. Далее во всей статье положительных моментов о работе санатория не было. Критике подверглось не только руководство, но и персонал санатория.
"Со сменой руководства санатория в 1990 году надежды коллектива на положительные перемены потерпели полный крах… Новая метла начала не просто мести, она выметала все. По странному стечению обстоятельств должностные лица, призванные заботиться о здоровье и жизни людей, сделали все возможное, чтобы ухудшить качество лечения…", - сообщается в публикации.
Публикация Андреева была размещена на сайте "www.09biz.ru" в главных новостях от 27 октября 2009 года, аналогичная публикация была размещена под тем же заголовком в газете "Черкесск, вчера, сегодня, завтра" № 33 (577) от 27.10.2009г.
В частности в публикации говорится: "Чтобы не растрачивать свое время и внимание на лечение больных, руководство санатория закрывает отделения №2 и №6, якобы на реконструкцию. А ведь по тем временам это были палаты повышенной комфортности: двухместные, с горячей и холодной водой. Нашли "железный" аргумент – в этих отделениях необходимо установить ванны. Только вот опять не совсем понятно, какие при этом цели преследовались. Ведь, как известно каждому первокурснику мединститута, прием ванн больным туберкулезом противопоказан. Кстати, так называемая реконструкция отделения №6 ведется уже на протяжении 20 лет. Какие же ванны можно так долго устанавливать?", - пишет автор.
И дальше продолжает следующим образом: "А сколько на самом деле затрачено денег, причем федеральных, никому не известно. Но что самое интересное, за эти десятилетия ремонт корпусов не то, что не продвинулся, а, наоборот, здания практически разрушены", - пишет Андреев.
Далее автор статьи пишет, что, "проанализировав действия руководства санатория, приходишь к выводу, что у него явное искажение понятия о долге врача, не говоря о знаменитой клятве Гиппократа. Принцип "Не навреди" был воспринят, как не навреди себе, любимому. А о пользе больным явно никто и не задумывался".
Спустя несколько дней после публикации статьи на официальном сайте СКП по Карачаево-Черкесии было опубликовано сообщение о мониторинге публикаций в СМИ. В нем сообщается, что СКП систематически отслеживает информацию подобного рода, размещенную, в том числе, и на различных интернет-порталах.
"Соответствующему мониторингу подвергается не только сам текст статьи, заметки, но и комментарии пользователей Интернета, оставляемые на страничке. Установить лицо, оставляющее свой комментарий, по большому счету, сложности не представляет. Поэтому, размещая свое отношение к содержанию той или иной публикации, пользователям интернета, прежде всего, следует придерживаться позиции законопослушного гражданина и помнить, что размещаемое личное мнение или высказывание не должны содержать оснований для последующего возбуждения уголовного дела", - говорится в сообщении.
СКП также отмечает, что примером реализации функции упомянутого мониторинга может послужить публикация, размещенная на странице республиканского информационного портала "09biz.ru", в главных новостях статья члена Союза журналистов России – Андреева под заголовком "Бойкая распродажа "Теберды". Аналогичная публикация была размещена под тем же заголовком в газете "Черкесск, вчера, сегодня, завтра".
"В содержании указанных публикаций критиковалась деятельность руководства санатория "Теберда", сообщалось о фактах присвоения руководством санатория денежных средств, незаконной продажи имущества, отчуждения прилегающей территории. В соответствии с ч. 2 ст. 144 УПК РФ по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению руководителя следственного органа следователь", - говорится в сообщении.
СКП подчеркивает, что редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации, в свою очередь, обязаны передать по требованию следователя имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию.
Между тем, в самой публикации автор делает акцент на том, что сведения он получил из анонимных источников. "Я не могу указать фамилии людей, назвавших мне эти факты, так как общаться со мной они согласились на условиях строгой анонимности", - говорится в заключительной части публикации Андреева "Бойкая распродажа в Теберде".
Однако, как отметили сотрудники санатория, никто из журналистов в то время в санаторий не приезжал.
"Мы каждый день работаем здесь, и никого из журналистов до того, как увидели публикацию, здесь не было. Мы даже после публикации сами разговаривали, и, что интересно, никто этого журналиста здесь не видел. Уже после того, как поднялся шум, приехала редактор газеты "Черкесск", а после нам привезли газеты с опровержением", - рассказала палатная медсестра санатория Наталья Чурсина.
Редактор газеты "Черкесск" Людмила Мамхягова, спустя некоторое время после первой публикации побывав непосредственно в санатории, в одном из последующих выпусков газеты дала опровержение на публикацию Андреева.
В беседе с корреспондентом "Кавказского узла", она рассказала, что публикацию в газету принес журналист. "Вот, принесли, мы и опубликовали, но, признаться честно, факты не проверили. А после того, как съездили в санаторий, конечно, мы посчитали должным дать в нашей газете статью, представляющую и другую сторону", - рассказала Мамхягова.
Между тем, СКП по Карачаево-Черкесии начал проводить проверку. Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" в беседе по телефону руководитель отдела по особо важным делам Арсен Еазов, проверка проводится до сих пор.
"Сейчас в санатории проводится проверка на основе статьи в газете "Черкесск", на все публикации в СМИ мы обязаны реагировать, я думаю, по итогам ревизии будет отработан весь материал, и уже на следующей неделе мы сможем дать Вам более подробную информацию", - сообщил он.
В то же самое время по телефону к корреспонденту "Кавказского узла" обратилась одна из отдыхавших в санатории жительница города Черкесска Любовь Борисова. "Неправда все, что говорят. Почему вы сами не поедете и не посмотрите, почему не представлена вторая сторона, почему на правительственном сайте и в газете санаторий поливается грязью? Я там не один раз отдыхала, и мне, например, не все равно, что говорят об этом санатории", - заявила женщина.
Корреспондент "Кавказского узла" посетила санаторий "Теберда", расположенный в курортной зоне и проводящий лечение больных с закрытой формой туберкулеза. Как рассказал главный врач санатория, заслуженный врач России Юсуф Есенеев, в здравнице ежегодно отдыхает от 2,5 до 3 тысяч человек.
"В санатории проходят лечение не только больные закрытой формой туберкулеза, но и медицинские работники профильных туберкулезных учреждений из других регионов страны. Мне нечего скрывать, заходите, смотрите и беседуйте с любым из сотрудников или отдыхающих. Чтобы Вы ни написали, это будет более или менее объективно, потому как Вы сами приехали в санаторий и не будете публиковать вещи, которых и в лицо-то не видели", - завил Есенеев.
Сейчас в санатории 4 профильных отделения. В одно-, двух- и трехместных номерах для отдыхающих частичные удобства, но в двух отделениях "Джамагат" и "Алибек" ведется реставрация и создание дополнительных мест для отдыхающих со всеми удобствами. В санатории есть также тренажерные залы, библиотека, масса терапевтических и диагностических кабинетов.
"У нас много современного оборудования. Санаторий ощущает поддержку министерства здравоохранения и соцразвития России. Практически за какой бы помощью мы ни обращались, нас поддерживают", - рассказал Есенеев.
Он также сообщил, что министерством здравоохранения и социального развития России осуществляется постоянный мониторинг наличия свободных мест в санатории. "Любое лечебное учреждение страны, имеющее доступ к системе электронного мониторинга, может заказать путевку. Должен отметить, что путевки в наш санаторий бесплатные. Успешно пользуются разработанной электронной системой Ставропольский и Краснодарский края",- отметил он.
По словам Есенеева, в 2008 году санаторий и территория, на которой он расположен, были оформлены в кадастровой палате как государственное имущество, но если санаторий перестанет исполнять свои функции, то не исключено, что земля и здания будут использоваться совершенно в других целях.
"Сейчас у нас большая территория - 44,8 гектара, есть собственный источник минеральной воды, реставрируются отделения, и уже с апреля 2010 года мы планируем увеличить число мест для отдыхающих", - рассказал Есенеев.
На данный момент в санатории работает 240 человек. Сотрудники санатория оценили публикацию "Бойкая распродажа в Теберде" следующим образом.
Людмила Текеева, шеф-повар, давала комментарии со слезами на глазах. "Как вообще можно такое написать? У нас все условия созданы для отдыхающих, мы столько лет все вместе коллективом поднимали санаторий на ноги. У нас 240 рублей выделяется на человека на питание, мы обеспечены всем, руководство и сотрудники санатория делают все для того, чтобы люди к нам приезжали еще и еще. В округе нет ни кусочка свободной земли, все распродано, и земля, на которой стоит санаторий, просто кому-то приглянулась, а должна отметить, что земля эта уже оформлена как собственность государства", - рассказала Текеева.
"Когда в 1990-е годы все пришло в упадок, и в санатории не было денег даже на зарплату, и руководство обращалось к нам с просьбой остаться и потерпеть несколько месяцев, поработать без зарплаты, нам никто не хотел помочь. А теперь, когда все налажено, строится новый корпус, у многих от этого глаза "горят", и думают, что здесь деньги падают с неба. Просто кто-то хочет оторвать от санатория лакомый кусочек", - рассказала Оксана Герчикова, работающая в санатории посудомойщицей.
А инструктор лечебной гимнастики Марина Огарева считает, что санаторий кому-то мешает. "Нам не раз говорили о том, что люди не едут в Домбай из-за санатория. Но у нас лечатся больные с закрытой формой туберкулеза, и за 20 лет не было даже ни одного профессионального заболевания. Просто кому-то нужна земля санатория, и именно для этого, как мне кажется, все это делается", - рассказала она.
Марина Занько, работающая раздатчицей в столовой санатория, придерживается аналогичного мнения.
"Есенеев выстоял этот санаторий и не дал его закрыть в то время, а теперь все хотят прибрать этот санаторий к рукам. А когда с критикой относились к тому, что в курортной зоне функционирует санаторий по лечению закрытых форм туберкулеза, главный врач все усилия прилагал для того, чтобы его не закрыли. Я за все что написали, на месте нашего руководства, привлекла бы к ответственности автора, обратившись в прокуратуру. И мы будем настаивать на этом, потому что он пишет про "коллектив", а нас, коллектив, просто обмакнули лицом в грязь", - считает Занько, работающая в санатории восьмой год.
Василий Потопеня рассказал, что санаторий для него стал вторым домом. "У меня отец лечился в этом санатории. Его этот санаторий поставил на ноги. Во время ВОВ он заболел туберкулезом, и я санаторий знаю с детства, я вырос здесь. Я работаю механиком, в санатории сейчас 25 единиц техники, и если бы все распродавалось, как было написано в той статье, то думаю, что этого не было бы. Автотранспорт списывается только при взаимодействии с комитетом госимущества Карачаево-Черкесии посредством аукциона, а объявления публиковались в республиканской газете "День республики" (официальный печатный орган Карачаево-Черкесии – прим. "Кавказского узла")", - рассказал Потопеня.
Отдыхающие в санатории также отозвались о нем очень хорошо.
Зайнаб Рашидова из Дагестана отдыхала здесь по заболеванию. "Уже седьмой год приезжаю сюда лечиться, каждый раз уезжаю на эмоциях, все для меня здесь как родные", - рассказала женщина.
Валентина Горбачева из Брянска находится в санатории по профессиональному контакту. "Работаю в тубдиспансере в Брянске, был выбор путевки между тремя местами, я выбрала путевку сюда по рекомендации коллег, мне понравилось", - рассказала она.
Абукар Естоев из Ингушетии рассказал, что находится в санатории только три дня, только начал проходить процедуры, но уже отмечает, что коллектив нравится, и уже есть друзья.
"Уже третий раз приезжаю сюда, наверное, все этим сказано. Было бы плохо, не приехал бы", - рассказал отдыхающий по заболеванию Вячеслав Чертищев из Челябинской области.
Надежда Гребейникова из Новосибирска с 1988 года приезжает в санаторий на лечение. "Я клинически излечима, и считаю, что такой санаторий необходим людям, болеющим туберкулезом. Тем более, что санаторий на гособеспечении, и, если он перейдет в частные руки, то очень многим он станет недоступным", - рассказала Гребейникова.