ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сегодня по инициативе армянской стороны состоялся телефонный разговор между министрами иностранных дел Армении и Турции Эдвардом Налбандяном и Ахмедом Давудоглу. Глава внешнеполитического ведомства Армении призвал турецкую сторону воздержаться от шагов, направленных на срыв процесса ратификации армяно-турецких протоколов, сообщает пресс-служба МИД Армении.
Налбандян выразил недоумение по поводу реакции турецкого МИДа на решение Конституционного суда Армении от 12 января по данным протоколам. Он заявил своему турецкому коллеге, что заявление МИД Турции, в котором сказано, что решение КС Армении противоречит основным целям протоколов, "вызывает, по меньшей мере, удивление".
Министр иностранных дел Республики Армения выразил также обеспокоенность тем, что с октября 2009 года в вопросе ратификации протоколов со стороны Турции не было сделано никаких шагов вперед, в то время как процесс ратификации протоколов Арменией идет по намеченному графику, свидетельством чему является решение КС, принятое на месяц раньше предусмотренного окончательного срока. Налбандян подтвердил готовность Армении и далее последовательно выполнять взятые на себя обязательства и призвал турецкую сторону воздержаться от шагов, направленных на срыв процесса ратификации протоколов.
Ранее, комментируя заявление МИД Турции, Налбандян сказал: "Надеюсь, что этим заявлением турецкая сторона не пытается оправдать свои постоянные попытки выдвинуть предусловия и скрыть неуместное затягивание процесса ратификации протоколов".
18 января МИД Турции распространил заявление о том, что в решении Конституционного суда Армении от 12 января о соответствии армяно-турецких протоколов Конституции страны имеются предусловия, противоречащие основополагающим целям протоколов. В частности, пункт относительно геноцида армян 1915 года противоречит сущности протоколов. Кроме того, МИД Турции выразил недовольство статьей 4 решения Конституционного суда Армении, которая предписывает, что взаимные обязательства, предусмотренные протоколами, имеют исключительно двухстороннюю сущность и не могут касаться никакой третьей стороны.
"Мы видим, что в решении суда содержатся предварительные условия и ограничивающие положения, что противоречит задачам и духу протоколов. Подобный подход не может быть принят нашей стороной",- говорится в заявлении внешнеполитического ведомства Турции. Согласно заявлению, в пункте 5 решения КС содержится ссылка на "Декларацию о независимости Армении", которая в некотором отношении не может удовлетворить Турцию.
Комментируя создавшуюся ситуацию вокруг ратификации армяно-турецких протоколов, председатель армянской парламентской фракции "Наследие" Степан Сафарян заявил: "Процесс, последовавший за решением КС Армении, был просчитан властями Армении. По прогнозам властей Армении, Турция ознакомится с этим решением и станет говорить о предусловиях, что позволит Еревану поднять вопрос об отказе от предварительных условий обеими сторонами. Но даже если этот сценарий сработает, Армении и Турции все равно будет навязано признание протоколов".
Комментируя заявление МИД Турции, ответственный офиса "Ай Дата" АРФ "Дашнакцутюн" Киро Маноян назвал это заявление попыткой избежать ответственности. Вместе с тем, по его словам, решение КС и последовавшее за ним заявление МИД Турции дают возможность для нового развития событий.
Текст, предоставленный Конституционным судом, состоит из двух частей: аргументационной части документа и собственно решения. В аргументационной части документа указано, как не должны комментироваться и применяться армяно-турецкие протоколы.
В частности, в 4 пункте аргументационной части документа сказано, что в рамках обязательства открытия сторонами общей сухопутной границы, "обязательства Армении соотносятся с ответственностью Армении в обеспечении нормальной естественной работы пограничных контрольно-пропускных пунктов и готовности обеспечить решение организационно-правовых и структурных задач". Согласно разъяснительной части решения Конституционного суда, та часть протоколов, в которой сказано, что Армения и Турция взаимно признают существующие границы, относится только к организации работ пограничных КПП.
В пункте "4а" аргументационной части документа отмечено: "Взятые в рамках протоколов обязательства, согласно международному праву, имеют исключительно двухстороннее межгосударственное содержание. Они не могут относиться и с помощью различных ссылок и объяснений приписываться к взаимоотношениям с какой-либо третьей стороной". То есть, Конституционный суд имеет в виду, что протоколы не могут быть увязаны с проблемой Нагорного Карабаха.
Согласно 5 пункту аргументационной части документа, принятого Конституционным судом, на практике и в международных отношениях армяно-турецкие протоколы не могут быть прокомментированы и применены таким образом, чтобы вступить в противоречие с положениями преамбулы Конституции Армении и 11 пунктом "Декларации о независимости Республики Армения". В 11 пункте Декларации сказано: "Республика Армения выступает за международное признание геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении".
Другая часть документа - решение, которое гласит, что армяно-турецкие протоколы не противоречат Основному закону Армении.
По словам политического обозревателя информационного агентства "Ноян Тапан" Давида Петросяна, решение о том, что армяно-турецкие протоколы не противоречат Основному закону Армении, является центральной частью документа, принятого КС по армяно-турецким протоколам и именно эта часть будет предъявлена главным внешним игрокам - Брюсселю, Вашингтону и Москве.
"Аргументационная часть политически более всего адресована на "внутреннее потребление" и для многочисленной диаспоры. Суть аргументационной части сводится к тому, что официальный Ереван, в своей политике, по-прежнему, несмотря на предполагаемую ратификацию протоколов, окончательно не закрывает вопрос существующей армяно-турецкой границе, т.е. не снимает территориальных претензий к Турции, не увязывает нормализацию армяно-турецких отношений в рамках подписанных в Цюрихе протоколов с проблемой урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, не отказывается от политики международного признания геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении",- заявил эксперт.
По словам Петросяна, Конституционный суд Армении включил "в завуалированной форме" в аргументационную часть все оговорки официального Еревана, касающиеся армяно-турецких протоколов. Это означает, что в Национальном Собрании протоколы будут ратифицированы без каких-либо оговорок.
10 октября в Цюрихе состоялось подписание армяно-турецких протоколов "Об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой" и "О развитии двусторонних отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой". Документы подписали главы МИД Армении и Турции Эдвард Налбандян и Ахмед Давудоглу.