ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сегодня в Верховном суде Кабардино-Балкарии продолжились слушания по делу о нападении на объекты силовых структур в Нальчике 13 октября 2005 года. На заседании из доказательной базы были исключены некоторые документы.
В частности, в одном из протоколов осмотра места происшествия в качестве понятых упомянуты два человека, которые ранее были допрошены следствием в качестве свидетелей, что противоречит УПК. Обвинение не возражало против исключения данного документа из доказательной базы.
Суд также принял к рассмотрению письменное ходатайство адвоката Алима Биттирова об исключении из доказательной базы схемы места происшествия, где был убит сотрудник отдела вневедомственной охраны МВД КБР Артур Мисостов, в связи с тем, что свидетель Камбулат Тазов не подтвердил, что схему начертил он сам. Ходатайство будет обсуждаться на следующем заседании.
Ряд ходатайств об исключении из доказательной базы тех или иных документов представил также обвиняемый Сергей Казиев. Он, в частности, нашел противоречия в двух протоколах об изъятии шапки-маски. По словам подсудимого, в одном протоколе говорится, что шапка снята с трупа, в другом, - что шапка найдена. Эти ходатайства суд отклонил, однако оставил за Казиевым право представить их позже.
Кроме того, Адвокат Биттиров обратил внимание суда на то, что в трех заключениях судебно-медицинских экспертиз не оказалось подписей одного из экспертов. Замечание было занесено в протокол судебного заседания.
В настоящее время на процессе идет оглашение материалов уголовного дела по эпизоду нападения на 1 ОВД и одновременно допрашиваются оставшиеся свидетели.
Сегодня показания давали сотрудники ОВД, которые 13 октября 2005 года находились в Нальчике в составе приданных сил, - Александр Шипулин из города Волгодонска и Олег Притулин из города Азов Ростовской области. Оба являются потерпевшими по делу в связи с полученными ранениями.
Показания Олега Притулина и Александра Шипулина практически совпали. Оба рассказали суду, что прибыли утром к зданию 1 ОВД и стояли во дворе, ожидая развода. В это время из-за забора во двор полетела граната, раздались крики "Аллах Акбар". Притулин и Шипулин получили осколочные ранения и спрятались за машинами, стоявшими в боксах. Через какое-то время по рации поступил приказ перейти в здание 1 ОВД. После окончания перестрелки сотрудников госпитализировали, а спустя три дня перевезли в Ростов.
Гособвинение поинтересовалось, сколько человек приехало в Нальчик из Ростова накануне событий. Свидетель Притулин ответил, что приехали они на трех автобусах, а утром к зданию 1 ОВД пришло человек 25-30.
Адвокаты спросили, была ли приданным силам поставлена какая-либо конкретная задача. Свидетель сказал, что они должны были помочь местным сотрудникам милиции в охране общественного порядка. Он также сообщил, что накануне они успели провести рейд, в ходе которого осматривали подвалы и чердаки на предмет наличия там взрывчатых веществ.
У Притулина также спросили, стрелял ли он в ходе нападения, на что тот ответил отрицательно.
Тогда адвокат Биттиров ходатайствовал об оглашении показаний, данных Притулиным в ходе предварительного следствия. В них говорилось о том, что он и еще несколько сотрудников из группы приданных сил стреляли из окошка в заборе "по голосам".
"Вы думали о том, что там, куда вы стреляли, могли оказаться гражданские лица?", - спросили у свидетеля. Он ответил, что в тот момент не думал об этом.
На предыдущем судебном заседании, которое состоялось 19 января, выяснялись обстоятельства гибели сотрудника ОВО МВД КБР Артура Мисостова.
Свидетель Камбулат Тазов, который на момент нападения работал милиционером - водителем отдела вневедомственной охраны, рассказал, что группа сотрудников ОВО, в которую также входил старший группы Урусмамбетов, выехала утром на вызов в расположенный за 1 ОВД детский сад.
В районе 1 ОВД шла интенсивная перестрелка. Они остановили машину возле жилых домов, (номера их свидетель вспомнить не смог) и, разделившись, пытались пробраться к детскому саду. На некоторое время он потерял из виду своего напарника Артура Мистостова, а когда вновь увидел его, Мисостов уже был ранен в голову. "Я видел, как у него запрокинулась голова и он упал", - сказал свидетель.
Он также отметил, что видел двух боевиков, один из которых лежал на газоне и стрелял в сторону 1 ОВД, а второй прятался в кустах. Чем был вооружен второй боевик, во что он был одет, свидетель вспомнить не смог. Но он сказал, что тот, второй, после ранения Мисостова стал к нему подбираться. По словам свидетеля, после ранения Мисостова они с Урусмамбетовым сели в машину и объехали этот дом с другой стороны. Раненого Мисостова занесли в подъезд женщины из дома, возле которого он упал, они же вызвали "скорую".
На вопрос адвоката Биттирова, почему они не оказали помощь раненому товарищу, свидетель сказал, что из-за шквального огня подобраться к нему было невозможно.
Как уже сообщал "Кавказский узел", слушания по делу о нападении на объекты силовых структур в Нальчике возобновились 12 января. Тогда на заседании продолжился допрос свидетелей.
Напомним, что в ходе нападения на Нальчик 13 октября 2005 года погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 нападавших.
На скамье подсудимых оказались 58 человек. Они обвиняются по статьям УК "терроризм", "убийство двух и более лиц", "покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов", "незаконное ношение и хранение оружия" и др. Большинство обвиняемых вину не признают.
Судебный процесс начался в ноябре 2007 года. После этого целый год в Верховном суде КБР пытались сформировать коллегию присяжных, что в итоге сделать не удалось, а в январе 2009 года вступил в силу закон об отмене суда присяжных по делам, связанным с терроризмом.
В марте 2009 года дело начала рассматривать коллегия из трех профессиональных судей. На слушаниях председательствует Галина Гориславская. Как ранее сообщал "Кавказский узел", в середине декабря появилась информация о ее назначении указом президента РФ судьей Московского областного суда. Впоследствии стало известно, что данный указ был отменен, и Гориславская осталась вести процесс.
В деле более 10 эпизодов. На данный момент опрошены десятки свидетелей, многие из которых вызывались в суд из других регионов.
По данным ПЦ "Мемориал", в период следствия и суда остро встал вопрос неоказания квалифицированной медицинской помощи подсудимым, некоторые из которых тяжело больны.