19:32 / 25.01.2010На суде по делу о нападении на Нальчик свидетель рассказал, что силовики опознавали ваххабитов по бородам

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Судебный процесс по делу о нападении на правоохранительные органы в городе Нальчике Кабардино-Балкарии 13 октября 2005 года продолжился опросом свидетелей. Один из них - сотрудник ДПС МВД КБР Казбек Таашев - отвечая на вопрос адвоката о том, как отличали традиционных мусульман от ваххабитов, ответил, что отличие заключалось в том, что последние "сбривали усы и носили бороды, нехарактерные для нашего народа".

Кроме того, в общении они произносили "инша Аллах" и другие специфические выражения. От ваххабитов, по словам свидетеля, также пахло чем-то "приторно-сладким" (как выяснилось, речь идет о миске - мусульманских духах).

На вопросы защиты, чем еще отличаются ваххабиты от традиционных мусульман и что за религия "ваххабизм", свидетель отвечал: "Не знаю".

По существу дела Казбек Таашев рассказал, что 13 октября в 5 часов утра он с группой сотрудников - двумя сотрудниками ДПС и двумя спецназовцами - стоял в оцеплении в районе улицы Марко Вовчок, где они должны были задерживать "гражданских вооруженных лиц".

Около 10 часов утра поступил приказ выдвинуться в город для оказания помощи отделам внутренних дел, подвергшимся атаке боевиков. Таашев с товарищами приехали в 1 ОВД, откуда надо было вывозить раненых.

"Раненых было 6-7 человек, они лежали в коридоре 1 ОВД, - рассказал свидетель. - Мы их вынесли, положили в "уазик-таблетку". По словам Таашева, это были прикомандированные из других регионов сотрудники. Один из них был тяжело ранен в спину, остальные - в конечности. Ранения были осколочные.

Как сказал свидетель, в этот момент обстрел здания еще продолжался. В частности, отметил Таашев, были слышны выстрелы со стороны центрального входа из "подствольника".

"Возле здания 1 ОВД одна женщина нам сказала, что со стороны гаражей какие-то вооруженные люди обстреливают 1 ОВД", - рассказал Таашев. По его словам, обстрел велся "вкруговую". Стреляли из автоматов и гранатометов, стреляющих прикрывали снайперы. Возле гаражей Таашев увидел труп боевика, одетого в черную одежду.

Свидетель также сообщил, что он с напарником поднялся на четвертый этаж стоящего рядом с 1 ОВД жилого дома, "чтобы оценить обстановку". С балкона одной из квартир они увидели, что мимо дома на большой скорости промчалась белые "жигули" шестой модели. Позже он узнал от сотрудников, что "шестерка" была расстреляна подтянувшимися к 1 ОВД сотрудниками. Таашев также увидел убитого водителя, который наполовину вывалился из машины. На вопросы защиты, было ли у водителя оружие, свидетель ответил, что близко не подходил.

Затем Казбек Таашев, согласно его показаниям, был направлен в район 3 ОВД, где нападавшие взяли в заложники сотрудников отдела. По его словам, их направили туда, чтобы не допустить к нападавшим подкрепление. "Была информация, что они по рации вызвали подмогу", - сказал Таашев.

Находясь там, около 17 часов вечера он увидел направлявшегося в его сторону Казбека Атабиева, который, как знал Таашев, работает таксистом - ранее свидетель изымал у него водительские права. К этому времени Таашев уже был осведомлен о том, что в одном из переулков в районе улицы Гагарина была обнаружена машина Атабиева марки "Опель-Аскона", нагруженная оружием.

"Увидев его, я направил на него автомат, задержал и обыскал его. Атабиев рассказал, что утром его вызвали какие-то люди, которых он возил по разным адресам. Они загружали в машину какие-то железные предметы, а потом, наставив на Атабиева пистолет, велели ему покинуть автомобиль и никому ничего не сообщать, иначе его убьют", - рассказал свидетель.

По словам Таашева, он отвез Атабиева в здание МВД КБР, где его "пробили по базе и установили, что он числился в списке приверженцев ваххабизма".

После этого свидетелю было задано множество вопросов о том, что ему известно о списках ваххабитов, о преследовании мусульман, о закрытии мечетей. Практически на все вопросы свидетель ответил словами о том, что ничего об этом не знает.

Сегодня суд также допросил еще одного свидетеля - оперуполномоченного 1 ОВД Аслана Абидова - и рассмотрел заявленные ранее ходатайства адвоката Алима Биттирова и подсудимого Сергея Казиева об исключении из доказательной базы схемы расположения 1 ОВД, а также протокола осмотра места происшествия.

Напомним, что схема вызвала подозрения у защиты из-за того, что свидетель Камбулат Тазов, к протоколу допроса которого она была приобщена, не смог объяснить на схеме расположение тех или иных объектов. Гособвинитель Чибинева объяснила это тем, что схема представляет собой топографическую карту местности, на которую были нанесены обозначения в соответствии с показаниями свидетеля Тазова. Она просила суд отклонить ходатайство как необоснованное, так как предъявляемые к схеме претензии относятся к вопросу оценки доказательств. Суд отклонил ходатайство по названным основаниям.

По таким же основаниям было отклонено ходатайство подсудимого Казиева, который просил исключить из доказательной базы два протокола осмотра места происшествия. В одном протоколе указывается, что 14 октября черная вязаная шапочка была изъята "с трупа", в другом - шапочка была найдена на территории 1 ОВД. Казиев обосновывал свое ходатайство тем, 14 октября трупов возле 1 ОВД уже не было - их вывезли.

Казиев также имел замечания к протоколу об обнаружении схрона, где, по его мнению, имеется несоответствие в количестве найденного оружия. Обвинение отнесло это к разряду механической ошибки при подсчете.

Как уже сообщал "Кавказский узел", слушания по делу о нападении на объекты силовых структур в Нальчике возобновились 12 января. Тогда на заседании продолжился допрос свидетелей.

Напомним, что в ходе нападения на Нальчик 13 октября 2005 года погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 нападавших.

 

На скамье подсудимых оказались 58 человек. Они обвиняются по статьям УК "терроризм", "убийство двух и более лиц", "покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов", "незаконное ношение и хранение оружия" и др. Большинство обвиняемых вину не признают.

Судебный процесс начался в ноябре 2007 года. После этого целый год в Верховном суде КБР пытались сформировать коллегию присяжных, что в итоге сделать не удалось, а в январе 2009 года вступил в силу закон об отмене суда присяжных по делам, связанным с терроризмом.

В марте 2009 года дело начала рассматривать коллегия из трех профессиональных судей. На слушаниях председательствует Галина Гориславская. Как ранее сообщал "Кавказский узел", в середине декабря появилась информация о ее назначении указом президента РФ судьей Московского областного суда. Впоследствии стало известно, что данный указ был отменен, и Гориславская осталась вести процесс.

В деле более 10 эпизодов. На данный момент опрошены десятки свидетелей, многие из которых вызывались в суд из других регионов.

По данным ПЦ "Мемориал", в период следствия и суда остро встал вопрос неоказания квалифицированной медицинской помощи подсудимым, некоторые из которых тяжело больны.

Автор:Луиза Оразаева