ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Руководитель Всероссийской общественной организации "Голос Беслана" Элла Кесаева и руководитель волгодонской общественной организации жертв терактов Ирина Халай 12 февраля отправятся в Испанию, где примут участие в работе съезда жертв терактов. Элла Кесаева намерена предложить там сделать движение "За статус жертв терактов" международным.
"Нам неоднократно присылали приглашение. Но в тот момент, как раз против нас возбуждали уголовные дела. Я посчитала, что тогда мне нельзя было выезжать из страны, потому что это посчитали бы бегством. Сейчас они проводят очередной съезд жертв терактов, и мы должны там быть, потому что представляем Россию. Мы выступим с докладами о своих проблемах", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Элла Кесаева.
Она отметила, что будет просить, чтобы общественное движение "За статус жертв терактов" стало международным. "Мы уверены, что движение "За статус жертв терактов" должно быть единым, как единая европейская конвенция по защите прав человека. Статус жертв терактов должен быть с едиными социальными гарантиями, выплатами, реабилитацией", - отметила Кесаева.
Напомним, что Законопроект о "Социальной защите прав пострадавших в теракте", был разработан "Голосом Беслана" совместно с "Волгодонской общественной организацией пострадавших в теракте".
Руководитель "Голоса Беслана" рассказала также об итогах деятельности организации в 2009 года и планах на 2010 год.
"Все эти годы мы занимались расследованием. В 2008 году мы зарегистрировали в Страсбурге 100 заявителей, в 2009 еще 100. Мы намерены подключить еще большее количество потерпевших по заявлению в Страсбург. Мы более громко заявили о законе о статусе жертв теракта. Было организовано общественное движение "За статус жертв теракта", которое мы в феврале попытаемся зарегистрировать, устав мы уже разрабатываем", - сказала Кесаева.
Она рассказала, что члены организации в прошлом году собрали много материалов по расследованию дела о теракте в Беслане. Кроме того, они намерены издать книгу о своей деятельности. И в этом году они займутся этим вопросов.
"Это все для того, чтобы правда о Беслане не исчезла бесследно, чтобы все заинтересованные люди могли прочитать о видении трагедии Беслана через нас, через потерпевших, как мы думаем, почему произошел теракт, почему не проводят расследование, почему вообще не борются с терроризмом и почему не прекращаются теракты на Северном Кавказе и в стране в целом", - говорит Кесаева.
У потерпевших, отмечает она, свое видение того, почему не принимают закон о статусе жертв теракта, и они намерены писать письма руководству страны о том, что они наработали. "Обязанность властей - предотвращать и обезопасить жизнь граждан РФ, они эти обязанности не выполняют, ни бывший президент, ни нынешний. Мы об этом будем говорить, никто из нас не собирается молчать", - заявила лидер "Голоса Беслана".
По мнению Эллы Кесаевой, закон о статусе жертв терактов не принимается, потому что "человеческие нужды в стране, в общем-то, не рассматриваются". По ее словам, "в России безопасность не обеспечивается и конституция работает".
"Это не входит в планы руководства страны. В момент совершения теракта, где бы это ни было, в любой цивилизованной стране, наступает ответственность лиц, которые должны были предотвратить и обезопасить жизнь граждан этой страны. В России же эта безопасность не обеспечивается, конституция не срабатывает. И в этот момент, руководство и лица, которые несут ответственность, выступают как благодетели. Мы об этом уже говорили на съезде общественного движения "За права человека". Это позорное явление надо прекратить", - считает Элла Кесаева.
По ее словам, потерпевшим, по российским законам, ничего не положено. "Согласно старому закону, потерпевшим положено 100 тысяч рублей, в новом законе ничего этого нет. Там прописана помощь, а социальная реабилитация, медицинская не написана. Кто должен это делать? Так как нет механизма исполнения статьи 18,19 федерального закона о противодействии терроризму, то они и не выполняются или выполняются на усмотрение чиновников. Если бы был отдельный закон, то чиновники были бы обязаны его исполнять", - говорит Кесаева.
Говоря о назначении нового полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина, собеседница отметила, что у него есть возможность повлиять на расследование по делу о теракте. Руководитель "Голоса Беслана" сказала, что будут вынуждены к нему обратиться, потому что руководство страны - ни председатель правительства, ни президент - на их обращения не реагируют.
"В пятую годовщину мы направили Медведеву письмо, под которым подписались 254 потерпевших с просьбой о встрече, и наше письмо переправили в ЮФО. Мы же написали президенту, что ЮФО исчерпал свои возможности, что он никак не влияет ни на социальную, ни на экономическую, ни на какую систему на Северном Кавказе", - говорит Кесаева.
Кроме того, отмечает она, в письме его авторы писали, что если президент страны будет ставить нового человека на Кавказ, то этот человек, по их мнению, не должен быть непосредственно с Северного Кавказа, но должен быть авторитетным в этом регионе. "Хлопонин не с Северного Кавказа, но мы его не знаем. Здесь есть один плюс - он не силовик. Когда Устинова ставили (имеется ввиду назначение Владимира Устинова полпредом в ЮФО - прим. "Кавказского узла"), мы категорически выступили против. Силовики на Северном Кавказе не нужны. Хватит! Хватит нам силовых методов решения вопросов", - заявила Кесаева.
Говоря о полномочиях, которые вменили Хлопонину, Кесаева отмечает, что борьба с коррупцией касается правоохранительной системы, а модернизация к ней не относится. "Надо менять всю системы правоохранительных органов. Мы считаем, что кардинально это ничего не поменяет, потому что система так устроена, что ничего невозможно сделать без коренной модернизации. Президент же любит использовать это слово, но это остается только на бумаге и в его выступлениях. Случай с Дымовским это показывает. Раз его могут посадить за его заявление, то о какой модернизации может идти речь? Если его не освободят, то это будет говорить о том, что никакой модернизации не будет", - сказала в заключение Кесаева.
Справка: в сентябре 2004 года группа террористов захватила 1128 заложников в школе североосетинского города Беслан. В результате теракта погибли 186 детей и 145 взрослых, ранения получили 728 бесланцев и 55 сотрудников силовых структур. При штурме здания школы были убиты 12 работников спецслужб и один местный житель, помогавший освобождать заложников. 31 боевик был убит, один из захвативших школу в Беслане позднее предстал перед судом.
"Кавказский узел" отслеживает развитие ситуации со дня трагедии и ведет хронику событий, связанных с терактом в Беслане и его расследованием.