02:02 / 30.01.2010Черкесский конгресс считает провокацией установку поклонных крестов в Адыгее

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Установка поклонных православных крестов в Адыгее вызывает недовольство у представителей адыгской общественности республики. Глава Черкесского конгресса Мурат Берзегов называет возведение крестов провокацией, "Адыге Хасэ" просит президента республики вмешаться в ситуацию. В свою очередь представители православной церкви возмущены фактами порчи крестов и считают это надругательством над святынями.

"Вопрос об этих крестах поднимался еще в 2005 году, и мы спрашивали: кто же это так методично эти железные кресты везде в населенных пунктах ставит? Тогда ответственность на себя взял казачий атаман майкопского отдела. Но также было сказано, что это не санкционировано", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" глава Черкесского конгресса Мурат Берзегов.

"В горах на каждой вершине задача такая - поставить везде эти многометровые железные кресты. Не знаю, каким способом они туда поднимаются, как ставятся, но даже на священной горе, где молились своему богу адыги, даже там стоит крест", - подчеркнул Берзегов.

По его словам, о крестах адыги говорили и тогда, когда в Майкопе хотели установить многометровый памятник Николаю-чудотворцу почти в центре города.

"Тогда мы заявили, что это чистейшая провокация, что все, что связано с религиозной атрибутикой, необходимо ставить на территории, отведенной данной конфессии. Если церковь - у нее есть своя площадь, отгороженная, охраняемая, если это мечеть - есть место, которое относится к этой мечети. Если что-то нужно ставить, пускай ставят на этой территории, которая к тому же еще и охраняется", - пояснил Берзегов позицию возглавляемой им организации.  

Глава Черкесского конгресса затруднился ответить, с чьей санкции сейчас устанавливаются кресты в Адыгее и сколько их уже есть в республике. "Точное количество не известно, но я знаю, что в Майкопе стоят при въезде и при выезде, по трассе, вне зависимости от того, есть там населенный пункт или нет, эти кресты ставятся", - говорит Берзегов. 

Вопрос требует тщательного исследования, так как находится на стыке религиозных и правовых норм

Представители "Адыгэ Хасэ" также неоднократно выступали против появления христианских религиозных символов вдоль автомобильных дорог и при въезде в населенные пункты Адыгеи. По их словам, размещение крестов в неустановленных местах воспринимается представителями некоторых других религий как пропаганда религиозного превосходства.

29 декабря 2009 года члены общественного движения "Адыгэ Хасэ" обсудили вопрос об установке в республике православных поклонных крестов с президентом Адыгеи Асланом Тхакушиновым.

Президент республики отметил, что этот вопрос "требует тщательного исследования, так как находится на стыке религиозных и правовых норм". Вместе с тем, глава республики заверил, что вопрос переноса крестов, как предметов религиозного назначения, можно решить без ущемления чувств верующих, сообщает официальный сайт органов исполнительной власти Адыгеи.

Намаз пять раз в день не доставляет дискомфорта. Почему тогда крест должен что-то ущемлять?


В Майкопской и адыгейской епархии Русской православной церкви "Кавказскому узлу" сообщили, что установка поклонных крестов происходит с разрешения местных органов власти.

"Те кресты, что устанавливались, устанавливались с разрешения местных властей, например главы муниципального образования. Кто ставил кресты - известно, есть видеоинформация, когда, например, в Майкопе крест ставили, или казачье братство ставило крест на горе Фишт", - сообщили в епархии, отметив при этом, что сама епархия установкой крестов не занимается, а занимаются этим или настоятели приходов, или казачество.

Там же отметили, что не совсем понятно, какие документы для установки крестов нужно готовить. "Дело в том, что если брать правоустанавливающую документацию, то она есть, но не у всех. Не на все поклонные кресты. Но то, что без устного разрешения глав местных администраций невозможно было бы поставить этот крест, это точно", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель епархии.

В епархии убеждены, что ущемлением прав верующих других конфессий установка поклонных крестов не является. "Когда совершается намаз 5 раз в день и на весь город разносится молитва, православным верующим, вообще христианам и вообще не верующим никоим образом это не доставляет дискомфорта. Почему тогда крест должен что-то ущемлять?" - отметил представитель епархии. 

Эту же мысль подтвердил в комментарии "Кавказскому узлу" секретарь епархиального управления Майкопской и адыгейской епархии священник Александр.

"Мне кажется, установка этих крестов ни в коем случае не ущемляет прав верующих других конфессий. Этого не может быть по одной простой причине: здесь, на территории Республики Адыгея, очень мирно сосуществуют основные традиционные религии - ислам и православие. И существуют очень тесные дружеские отношения. Архиерей ходит в мечеть, муфтий приходит в церковь", - говорит священник Александр.

По его словам, на некоторые поклонные кресты правоустанавливающая документация есть, "а если ее нет, то присутствует устное распоряжение глав местных администраций".

Комментируя позицию "Адыгэ Хасэ" в отношении поклонных крестов в Адыгее, священник Александр выразил мнение, что эта организация "очень обобщенно комментирует установку крестов" и "известна своим неприятием любой христианской символики".

Священник Александр также сообщил, что в 2009 году в республике было совершено два повреждения поклонных крестов.

"В августе и сентябре прошлого года было два случая поломки крестов. Один на горе Фишт - крест был подпилен, потом сломлен и сброшен в пропасть. Второй случай - это надругательство над крестом при въезде в город Майкоп со стороны города Белореченск. Тот крест просто согнули к земле. Следствие по этим фактам ведется. Но найти виновных достаточно тяжело", - рассказал священник.

В июне 2007 года была совершена попытка срубить кресты в поселке Каменномостский Майкопского района Адыгеи. Тогда кресты устояли. После покушения верующие "одели" их в металлические уголки.

Это не мусульманское, не христианское, это светское государство

"Я живу в светском государстве, я имею право заявить, что: верующие, на отведенных территориях ради Бога ставьте все, что хотите, но не в общественных местах. Это не мусульманское, не христианское государство. Это светское государство", - такими словами, в свою очередь, заключил интервью корреспонденту "Кавказского узла" председатель Черкесского конгресса Адыгеи Мурат Берзегов.

По мнению Берзегова, здесь нужно говорить именно об этом, а не об ущемлении прав мусульман или христиан.

Автор:Дмитрий Флорин
30.01.2010 в 11:51soht
Крайне прискорбно читать такое необдуманное заявление анонимного представителя майкопской и адыгейской епархии русской православной церкви. Адыгэ Хасэ с большим уважением относится к Русской православной церкви, тем более что христианство часть нашего духовного наследия. Поклонный крест это символ несущий глубокие духовные ценности, что в полной мере осознается всеми цивилизованными людьми, а потому их установка и открытие должны проходить не тайно и где попало а согласованно с общественностью, с учетом многих факторов в частности священных мест коренного народа. Установкой этих символов так же должны заниматься не политиканствующие лица, пытающиеся вложить в них иной смысл а истинно верующие христиане.
30.01.2010 в 19:16Sokrat
Хотя по Конституции РФ является светским государством и церковь отделена от государства на самом деле власти проводят негласную поддержку Русской православной церкви и совсем не поддерживают ислам (если не сказать больше) Простые примеры для размышления: ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ ПУТИНА С ПАТРИАРХОМ РПЦ НА РОЖДЕСТВО 2010 КОРРЕСПОНЕДНТ ЗАЯВИЛ В ЭФИРЕ, ЧТО ГОСУДАРСТВО В 2009г. ОКАЗАЛО ПОМОЩЬ РПЦ НА СУММУ ДВА МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ!!!!!!!!!!!!!!!!! интересно какую финансовую помощь оказало государство исламским организациям РФ? В ставрополе карачаевцы не могут получить здание мечети 1918 года, хотя по закону он должен быть возвращен. В КАВКАЗСКИХ республиках церкви РПЦ стоят без проколотых крестом полумесяцев, а в Пятигорске Ставрополе итд над церквами кресты прокалывающие полумесяцы, которые в таком виде начали возводить после падения Казанского хантсва... разве это не оскорбление для мусульман????ЕСЛИ БЫ НЕ ТАКИЕ МОМЕНТЫ НИКТО БЫ НЕ СТАЛ ВОЗРАЖАТЬ ПРОТИВ КРЕСТОВ НА ГОРАХ, НО КОГДА ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ в пользу только РПЦ, конечно такое положение вещей вызывает неприятие. В этом вопросе я солидарен с адыгами Адыгеи... ДОЛЖНО БЫТЬ РАВНОПРАВИЕ КОНФЕССИЙ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРТСВА ИЛИ ЖЕ ЕСЛИ ГОСУДАРСТВО ПОМОГАЕТ КОНФЕССИЯМ БУДЬТЕ ДОБРЫ.... МУСУЛЬМАН ОК.20 МЛН. т.е. ок. 15-17%... нашим мечетям тоже выделите 300 млн руб т.е. 15-17% от 2 млрд.руб.
01.02.2010 в 13:22Наима Нефляшева
Установка поклонных крестов – одна из древних христианских традиций. Поклонный крест напоминает всем путникам о необходимости покаяния, нравственного очищения, о вечных православных ценностях. И в условиях моноконфессионального контекста его символика понятна и однозначна. Однако Адыгея, во-первых, является поликонфессиональным регионом, и подобное очень интенсивное распространение символов преимущественно одной конфессии, естественно, не может не вызвать общественный резонанс, который в данном случае только отражен, но не спровоцирован представителями Адыгэ Хасэ. Для адыгского населения, в исторической памяти которого всегда актуализированы события Кавказской войны и казачьей колонизации, установка креста воспринимается как воспроизводство имперской традиции, а сам крест – как маркер территории, знак символического присвоения территории, освоения Чужого пространства как пространства Своего. В таком же ряду находилось и целенаправленное переименование администрацией Кубанской области аулов во второй половине 19 в., когда традиционная топонимика буквально вымывалась из памяти. Тем более, кощунственно устанавливать кресты на вершинах гор, многие из которых были объектами древних адыгских культов. Заявление представителя Майкопской и Адыгейской епархии «о неприятии любой христианской символики» не выдерживает никакой критики, в устах духовного лица выглядит по меньшей мере недостойно. Надругательство над уже установленными крестами могло быть и провокацией третьей стороны – с этим должны разобраться органы правопорядка.
10.01.2011 в 07:30TRUTH
Власти проводят негласную поддержку Русской православной церкви, совсем не поддерживают ислам и даже препятствуют Поэтому без документации устанавливаются кресты на всех въездах в Майкоп и во многих других местах Крест – знак присвоения чужой территории. К примеру, если я установлю свой родовой знак на воротах чужого дома, конечно будет совершена попытка срубить. просто согнуть к земле, подпилить, потом сломать и сбросить... Можно поставить мечети на всех въездах Москвы, Краснодара? Нельзя! А почему в Майкопе можно? А почему ВСЁ население это должно воспринимать одобрительно? Нельзя ни с кем поступать так, как не хотел бы, чтобы поступали с тобой. Большое кощунство устанавливать кресты на вершинах наших древних гор. Чтобы мирно сосуществовали основные традиционные религии - ислам и православие, нельзя такие провокационные действия совершать. ...Ведь в мире всё закономерно Зло извлечённое тобой К тебе вернётся непременно.