18:27 / 03.02.2010Диктатура мракобесия

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Автор: Аркадий Ганиев – один из основателей и сопредседателей первого демократического политического движения "Перестройка" в Дагестане, автор и соавтор ряда инициативных проектов реформирования конституционного устройства и избирательного законодательства Республики Дагестан. В настоящее время - генеральный директор ОАО "Инвестиционная компания "СЭФТ-Капитал".

"От века, им предвиденного, на месте, где горел костёр", - эти слова, отчеканенные на латинском, можно прочитать на пьедестале памятника Джордано Бруно в Риме. Тот путь, который прошла Европа от средневекового мракобесия и костров инквизиции до цивилизованного свободного высокоинтеллектуального общества, похоже, в обратном направлении начинает проходить Дагестан!

И это притом, что республика могла бы показать всей России образец региона с развитыми институтами светского гражданского общества, свободной экономикой, высоким уровнем образования, культуры и повышенным престижем труда интеллектуального, творческого, научного…

Предпосылки такого сценария заложены в характере дагестанцев, для которых наиболее естественным является европейский путь развития, характеризующийся приоритетом прав индивида, человека и развитым светским правосознанием граждан. В отличие от азиатского пути, при котором личность и её права подавляются в угоду интересам некоей касты избранных, освящающих свою власть насаждаемой идеологией, которая может иметь окраску как религиозную (неважно при этом, какое именно религиозное течение принимается за основу идеологии правящей группировки или партии), так и псевдосветскую (например, коммунизм, национал-шовинизм или фашизм).

В сегодняшнем Дагестане есть признаки как европейского, так и азиатского вектора развития. Одним из наиболее ярких проявлений вектора европейского является наличие в Дагестане разнообразной, конкурирующей, дискутирующей, оппонирующей власти прессы. Я по роду работы бываю в разных регионах страны и скажу откровенно, нигде не встречал такого количества неофициозных политизированных изданий, как в моей родной республике. Я не пропускаю ни одного номера "Нового Дела", "Черновика", "Настоящего времени", "Свободной Республики" и "Молодёжи Дагестана", которые по моей просьбе покупаются и собираются до каждого моего очередного приезда в Махачкалу.

Последнее издание, правда, менее остро и политизировано. Это объясняется тем, что её учредителями выступают Народное Собрание и Правительство Дагестана. Однако и эта газета, во главе которой долгие годы был Гаджи Абашилов, внесла свой весомый вклад в общественно-политическую дискуссию постсоветского Дагестана, и я помню время, когда свободных изданий было в несколько раз меньше, чем сейчас, и некоторые материалы мне удавалось "без купюр" печатать только в "МД".

Перечисленные издания, работающие в них (а также вещающие на волнах "Эхо Москвы – Махачкала" или ведущие некоторых телевизионных проектов) журналисты и авторы дают дагестанцам глоток воздуха, они на практике, явочным порядком утверждают свободу слова. Разнообразие позиций газет также частично компенсирует отсутствие в республике реальной многопартийности.

Эта особенность дагестанского медийного пространства, которой я не замечаю, например, в Ростовской области, где не знаю ни одного оппозиционного издания, не является, однако, заслугой власти. Это доказательство того, что европейский путь развития не только не чужд, а наоборот, наиболее востребован дагестанским обществом.

Но… Не будем обольщаться. Есть в республике и признаки азиатского вектора развития: резкое снижение ценности человеческой жизни, неуважение к закону, коррупция, грязная столица с чудовищно безобразной архитектурой...

Но главный признак – масштабное наступление на институты светского общества, насаждение внешних атрибутов и обрядов религиозного характера, подмена нормального современного образования образованием религиозным, призывы к внесению норм религиозного права в законодательство светского государства…

И, к сожалению, должен заметить, что те же независимые издания, а также государственные радио, телевидение и газеты активно участвуют в массированной религиозной пропаганде, которая по своей интенсивности даже превосходит коммунистическую пропаганду советского периода.

Вспоминаю, как в 1989 году мы с Деньгой Халидовым, Эдуардом Уразаевым и другими нашими друзьями по клубу "Перестройка" собирали подписи под обращением с требованием вернуть верующим мечети, закрытые ещё в первые десятилетия советской власти. Не очень просто собирались подписи. Сейчас это трудно представить, но совсем недавно, всего лишь 20 лет назад, многие боялись подписывать любую несанкционированную властью бумагу, даже с требованием разрешить им самим молиться в мечети.

Помню также встречу со вторым секретарем Дагестанского обкома КПСС Коробейниковым, который пришёл "поговорить" с коллективом отдела экономики Дагестанского филиала АН СССР, где я тогда работал. По сути, негласный идеологический надзиратель Кремля, кем, как правило, являлись вторые секретари обкомов партии в национальных республиках, сказал на той встрече, что Дагестан, в котором в горах функционирует 500 школ, и Дагестан, в котором в горах функционирует 500 мечетей, - это два разных Дагестана, и поэтому надо очень осторожно подходить к открытию мечетей.

Я с таким подходом не был согласен, полагая, что и школы должны полноценно давать детям современное светское образование, и право молиться в мечети должно быть гарантировано.

Но что мы видим сегодня? Каково состояние школ и качество обучения в них, сколько в республике мечетей? И соблюдается ли светский принцип отделения религии от школы?

Бывает, я иногда встречаю иных из тех, кто в 1989-м не решился подписать то обращение. Сегодня многие из них демонстративно религиозны, теперь они боятся уже других людей, представляющих уже другую, неофициальную, но вполне реальную в республике власть – власть "практикующих мусульман". Сегодня надо иметь мужество не для того, чтобы выступить за открытие мечети, а для того, чтобы выразить хоть какое-то сомнение в правоте того или иного религиозного агитатора и пропагандиста. Такие мужественные люди, как профессор Шамов, - это лучи света в тёмном царстве.

Когда я читаю в светском издании статью с критикой светских экономических теорий и в заключение статьи узнаю, что, оказывается, не нужны никакие теории, достаточно ввести шариатскую экономику, а в следующем номере той же газеты читаю об изъянах существующей судебной системы и узнаю, что есть выход – повсеместное внедрение шариатских судов, когда я вижу ажиотаж вокруг "чудо-мальчика", у которого, как говорят, выступают религиозные тексты на теле, я начинаю сомневаться в том, что на дворе 21 век.

Дефицит светского государства и качественного светского образования, светского воспитания, ДЕФИЦИТ СВОБОДЫ СОВЕСТИ (права человека самостоятельно, без принуждения, в том числе без принуждения через общественное мнение, земляков, родственников, соседей, коллег самому решать вопросы своих взаимоотношений с Всевышним) – вот ключевая проблема сегодня! Государство, озабоченное этой проблемой, вроде бы должно принимать адекватные меры, чтобы светское пространство не сокращалось, как шагреневая кожа. Нет же! В Дагестан приезжает из Москвы член Общественной палаты России Максим Шевченко и на полном серьёзе предлагает вводить элементы шариата в региональное законодательство!

Расхожее мнение, что духовность в обществе прямо пропорциональна его религиозности. Если бы было так!!! Я что-то не вижу положительной корреляции между ростом количества мечетей и повышением духовности, культуры, честности, добропорядочности в обществе. Религиозная пропаганда сконцентрирована на требованиях соблюдения определённых ритуальных, обрядовых предписаний. А вот воспитание внутренней культуры, воспитание привычки делать добро, воспитание трудолюбия, воспитание уважения к науке и знаниям, - вот это в дефиците! О какой духовности может идти речь, когда одни мусульмане не скрывают иногда удовлетворения от сообщения о смерти других мусульман, практикующих несколько другие ритуалы и внешние атрибуты!

Жутко, когда нас начинают учить жизни люди с большими пробелами в образовании, но выучившие наизусть некий набор религиозных постулатов и текстов! Их коронный аргумент: не надо размышлять, сомневаться, исследовать, так как всё уже написано в Книге!

Ведь религиозная пропаганда не ограничивается разъяснениями для верующих исламских концепций по вопросам семейной, бытовой, личной жизни, исламской морали и нравственности.

Налицо стремление взять под религиозный контроль всю жизнь человека и общества, а также всю политическую жизнь! Упомянутые выше рекомендации некоторых авторов по внедрению шариатской экономики и шариатских судов – тому пример. Открыто выдвигается и лозунг исламской республики. То есть речь идёт о смене конституционного строя.

И что примечательно, лозунг исламского государства как цели не является предметом разногласий лидеров разных течений в исламе. Их публичные разногласия – в трактовке религиозных текстов, ритуалов, обрядов и т.д. Основное же реальное разногласие – кто из них будет определять официальную идеологию и осуществлять политическую власть в исламском государстве.

Интересы же рядовых верующих тут совсем не в тему. Непредвзятому человеку ясно, что подлинная свобода совести и соблюдение прав верующих могут быть обеспечены только в светском демократическом государстве. А в исламском государстве в дагестанском исполнении будет узаконена победа одного из течений, оппозиция и свободные СМИ будут вынуждены закрыться или уйти в подполье. Наиболее вероятный сценарий - перманентная гражданская война, ибо значительная часть дагестанцев, привыкшая жить в светском обществе, не приемлет власти мулл.

Не зря говорится: Бог на небе, царь на земле. Именно муллы присвоят в исламском государстве себе право решать судьбы людей и общества в целом от имени Всевышнего. Но и среди самих исламских лидеров не будет единства. Самое главное, кто и как толкует, интерпретирует Писание применительно к конкретной ситуации.

Обилие боевых сводок в новостях из Дагестана – это одно из следствий ослабления светских институтов, нарушения принципа отделения государства от церкви. Видя освобождающееся от светского государства политическое пространство, его стремятся занять противоборствующие религиозные политические группировки. И поэтому один из путей к миру в Дагестане – чёткое и недвусмысленное закрепление светского характера государства, не оставляющее ни у кого соблазнительной надежды установить теократический режим.

В Дагестане первым крупным поражением светского государства явился в 1990-е годы отказ руководства республики под давлением исламских идеологов от возведения памятника Имаму Шамилю. Тем самым республика потеряла Шамиля как исторического государственного деятеля, как будто он был исключительно религиозным деятелем. Самое главное, это был сигнал о том, что клерикалы могут диктовать светскому государству.

Я тоже не сторонник языческого поклонения идолам. Но памятник - это от слова "память". Он призван напоминать людям о том, что был в истории такой-то государственный, общественный, культурный и т.д. деятель.

Итак, есть два вектора. Европейский и азиатский. Какой вектор развития возобладает в Дагестане? Азиатский - который постепенно погрузит республику во тьму средневекового мракобесия и погубит её, или европейский - который выведет республику на путь прогресса и процветания?

Я лично за второй, европейский, путь развития. Этот путь развития требует сегодня решения первоочередной задачи: остановить сползание республики в пучину мракобесия. А для этого необходимо твердое следование путем укрепления светского характера государства и общества.

Европа достигла технологического и экономического прогресса не потому, что она христианская, а потому, что она СВЕТСКАЯ по характеру политического устройства. Мусульманские страны отстали в развитии не потому, что их население исповедует ислам, а потому, что в этих странах недостаточно последовательно проводится принцип отделения государства и школы от религиозных институтов. А вот Турция, вставшая на путь построения светского государства со времён Ататюрка, превратилась в развитую современную страну.

Остановить диктатуру мракобесия! Этот лозунг должен стать одним из ключевых в повестке дня нового президента Дагестана и в политике федеральной власти.

29 января 2010 года

Автор:Аркадий Ганиев
04.04.2011 в 13:55habibxxx
Халиф Умар говорил: "Аллах возвысил и возвеличил нас в исламе и если мы пожелаем славы и величия в чем либо другом то Он унизит нас" Пока мусульмане держались своей религии во всем они были могущественным государством с высокой материальной и духовной културой. Когда же их взгляды подверглись эррозии через приобщение к западной культуре они вкусили унижение- они были исключены из процесса принятия решений в соответствии со своими ценностями во всех сферах жизни, став изгоями в своей собственной земле, сделавшись сырьевым донором запада- а не наоборот как утвреждает Ганиев. Европа же не знала истинного откровения, тотальное подавление личности церковью было основной причиной на пути к социальному, культурному и научному развитию. И не удивительно что избавившись от тирании папства они достигли определенного прогресса. Как сказал Мухаммад Кутб : не удивительно что западный мир отказаллся от христианства, удивительно то что они так долго его придерживались. Статья очень поверхностная, расхожие клише и стереотипы западной мысли в отношении характера и природы ислама бездумно усваевыемые некоторыми этничискими мусульманами на почве комплекса неполноченности.
03.02.2010 в 21:33dagestanez
Светский режим - это и есть мракобесие! Журналист с помощью трюков пытается зомбировать сознание под светскую идеологию, которая уже идёт к краху по воле Аллаха. Но большинство уже понимают, что это тупиковый путь. Единственно правильный верный путь - путь указанный Аллахом, и, в котором, сам Аллах будет помогать. Зачем созданному придумывать путь когда есть путь указанный его Создателем!
03.02.2010 в 22:13Norton
Уважаемый dagestanez! Если светский режим это мракобесие, зачем тогда вы берете деньги от этого режима? Вы в курсе, что в бюджете дагестана на 2010 г. заложено 20 мон. рублей на ??? "благоустройство двора Джума мечети"! А где деньги, собранные во время марафона "дорога в рай", несколько миллионов долларов? Сколько сирот вы накормили, каким старикам помогли, сколько спортзалов для молодежи в селах построили? Это не богоугодное дело? Богоугодно разве во время пятничной молитвы в Джума мечети в махачкале перегораживать улицы автомобилями, мешая людям, ставить их на газоны, портить деревья? Спасибо Ганиеву, который имел мужество высказаться
04.02.2010 в 00:58Moondance
Просто поразительно слышать подобное от взрослых людей... зачем думать и размышлять, легче идти туда куда укажут. Стадом управлять легко, потому политики и поддерживают пропаганду слепой веры. и кстати,за всю историю человечества атеизм принес миру намного меньше зла, чем религии. Если одни оправдывают свои поступки, прикрываясь неверием, а другие делают то же самое во имя веры - какая разница?
04.02.2010 в 09:43Паша
Ислам-это мир, наука, прогресс и демократия. Исламские ученные создавали математику : Насреддин Туси(тригонометрию-за 200 лет до Регимонтана),Гийас ад-дин Каши(десятичные дроби-за 165 лет до С.Стевина), Аль-Хорезми(десятичная система,алгебра,линейные и квадратные уравнения,корни уравнений. А первая абсерватория Улуг Бека: астрономическая таблица, каталог 1018 звезд. А первый глобус Абу Райхан Беруни. А Абу Али ибн Сина (Авицена)-врач, философ ,естествоиспытатель.... Ислам не виновать , что ее превратили "знатоки веры" в догму. И за этого оказались на задворках научно-технического прогресса. Мы сделали всё возможное чтобы "ажиотаж" вокруг "чудо-ребенка" снизить, хотя надписи появляются и сейчас (последняя от 31 января (www.fond-sagid.ru). Обычный ребенок. А надписи -божий промысел, как и многое другое. Если бы количество посещающих мечеть соответсвовало количеству ВЕРУЮЩИХ,то в Дагестане не было бы сирот,домов престарелых,воровства,пьянства и разврата. Не пытайтесь Исламу (Мир) прививать воинствующий облик. Как только начнется налаживание социально-экономической составляющаей общества,религиозная -займет свое место (созидание и духовное обогащение).
04.02.2010 в 13:15chilim
Выискался просветитель-западник, сторонник "европейского либерализма". Всем известно, что Запад разбогател в результате многовекового угнетения и грабежа мусульманских народов. И сейчас весьма удачно действует в этом направлении. Нашел кого в пример ставить... Скурвился Запад уже давно. Вырождается внутренне. Гомосексуалистов и всякую нечисть в единые рамки с нормальным человеком ставит. Тут и говорить о чем. Господин Ганиев не верит в Писание. Он не есть наш пассажир.
05.02.2010 в 13:57saadula
я согласен с rabbaniyun о том что европейский путь не есть спасение для Дагестана, но хочу так же высказаться в защиту Ганиева, мне кажется тот "азиатский" путь который практикуется сейчас в дагестане не есть идеал, когда тарикъатисты хают салафитов, а салафиты хают их. И дело даже не врелигиозных спорах а скорее финансовых(хадж, помошь спонсоров и тд.) Когда бандиты по заказу наших чиновников совершают убийства, взрывы и беспредел, и москва считает это международным терроризмом. Когда молодых парней зомбируют и посылают на смерть, а сами на этом зарабатывают, когда человек способный не может найти себе работу потому что это место занято СЫНОМ чьим то, который ничего делать то не умеет, когда в органах правопорядка любое место покупается, а потом окупается липовыми делам и тд. Вот это и есть то о чем он говорит. У Дагестана должен быть свой путь. Не европейски и не азиатский! Он у него был еще во время вольных обществ где народ решал все. И такой демократии не было нигде, где уживалась и религия и дагестанский образ жизни. Просто народ сейчас превратился в продажную ТРЯПКУ, когда за деньги они выбирают кого Сказали, а ни кого надо. И неважно, что вокруг происходит, что соседа убили, украли, взорвали и тд. Главное что в своей семье все нормально! Но имейте ввиду, что когда дело коснется Вашей семьи сосед уже не придет на помощь!