ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На заседании Верховного суда Кабардино-Балкарии сегодня два свидетеля по уголовному делу о нападении на Нальчик 13 октября 2005 года - Аркадий Буранов и Муса Хаупшев - заявили, что не давали показаний, отраженных в протоколах допросов. При этом они признали свои подписи под показаниями, но сказали, что подписывали протокол, не прочитав его.
Аркадий Буранов на момент событий 13 октября 2005 года работал начальником пожарной части, расположенной по улице Профсоюзная в Нальчике, а Муса Хаупшев был его заместителем. В данной пожарной части до 2005 года работали подсудимый Азамат Шокумов, а также еще один нападавший - Рустам Керешев, который погиб при нападении на 1 ОВД.
Свидетель Буранов сообщил суду, что Шокумов, работая в пожарной части, "добросовестно исполнял свои обязанности", и ничего плохого он о нем сказать не может. В марте 2005 года Шокумов уволился. Керешева Буранов охарактеризовал примерно так же - "добросовестный и порядочный".
Далее, отвечая на вопросы обвинения, Буранов сообщил, что в ходе следствия их с Хаупшевым вызывали в прокуратуру, где им предоставили фотоснимок, для опознания запечатленных на нем лиц. Он опознал в них Рустама Керешева и Азамата Шокумова.
На вопрос обвинения, какое у его подчиненных было отношение к конституционному строю России, Буранов ответил, что не знает.
Обвинение ходатайствовало об оглашении показаний Буранова на предварительном следствии, в которых Шокумов Азамат был охарактеризован отрицательно, как человек, не пользующийся авторитетом в коллективе.
На службу, как сказано в этих показаниях, Шокумов приносил видеокассеты и книги на религиозную тематику, "был сторонником радикального ислама, говорил о том, что конституционный строй в России неправильный, что скоро будет нападение и этот строй будет свергнут".
В показаниях также говорилось о штурме дома в январе 2005 года на улице Северной в Нальчике, в котором находились члены джамаата «Ярмук» и возник пожар. На его тушение выехал Шокумов. Но, как следовало из показаний, участие в тушении пожара не принимал, а ходил вокруг дома, заявив, что "убили его братьев".
В марте 2005 года после увольнения Шокумов, как следовало из оглашенных показаний, пришел в пожарную часть к Керешеву. Заместитель начальника пожарной части Хаупшев сделал ему замечание по поводу его визита, после чего они вдвоем с Керешевым избили Хаупшева. Вслед за тем Керешев немедленно был уволен.
Выслушав зачитанные показания, свидетель сказал, что не помнит, чтобы он их давал. Ему показали его подписи на протоколе. Он сказал, что подписи его, но протокол он подписал, не прочитав.
Такие же показания дал свидетель Муса Хаупшев. Он также охарактеризовал Шокумова и Керешева положительно. Оглашенные показания, данные им на предварительном следствии, идентичные показаниям Буранова, он также не признал.
Адвокат Келеметов задал вопрос свидетелю: "Если бы ваши подчиненные говорили о своем негативном отношении к конституционному строю и заявляли о готовящемся нападении, вы бы сообщили в соответствующие органы?". "Конечно, сообщил бы", - ответил свидетель.
Подсудимый Азамат Ахкубеков обратил внимание суда на то, что эти свидетели - не первые из числа допрошенных следователем Михайловым, кто отказывается от показаний, данных на предварительном следствии.
Сегодня суд также допросил 70-летнюю Ирину Зубареву, проживающую недалеко от 1 ОВД. Она сообщила суду, что утром 13 октября 2005 года видела возле своего дома молодых людей в масках. Кроме того, согласно показаниям Зубаревой, когда стихла перестрелка, она собрала гильзы и выбросила их в мусор. Несколько штук решила оставить себе в качестве сувениров, но позже выдала их следователю.
На прошлых судебных заседаниях по делу о нападении на Нальчик, прошедших 4 февраля, 28 января, 25 января, 21 января и 12 января, также проводился допрос свидетелей.
На скамье подсудимых по данному процессу находятся 58 человек. Им инкриминируются совершение преступлений, предусмотренных статьями УК - "терроризм", "убийство двух и более лиц", "покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов", "незаконное ношение и хранение оружия". Большинство обвиняемых вину не признают. В ходе нападения на Нальчик погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 нападавших.