ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Пограничное Управление ФСБ РФ в Южной Осетии озвучило причины, побудившие мичмана Хрипуна 21 декабря самовольно оставить пост пограничного контроля. Заместитель начальника Пограничного Управления ФСБ России в РЮО полковник Дмитрий Чикиров назвал переход Хрипуна на сторону Грузии провокацией грузинских спецслужб.
"В той обстановке, которая сложилась на данный момент, когда мы можем достаточно эффективно контролировать ситуацию на границе, как мне думается, спецслужбам Грузии остается только инициировать провокации, направленные на компрометацию нашего присутствия в республике, компрометацию нашей деятельности по охране границ", - заявил Чикиров.
В качестве примера провокации полковник привел добровольный переход на территорию Грузии контрактника ПУ ФСБ РФ в Южной Осетии мичмана Виталия Хрипуна в конце прошлого года
"В случае с Хрипуном, по-моему, они просчитались, потому что ставка делалась традиционно на служащих срочной службы, а он оказался контрактником, - заявил Чикиров. - Озвученные политические мотивы тоже считаю не состоятельными, поскольку ни в каких политических партиях или движениях он не принимал участия. На службу в ФСБ по контракту пошел добровольно, в Южную Осетию прибыл также добровольно. Он даже десяти дней не пробыл в отделении, и случился вот этот эпизод".
В погрануправлении ФСБ РФ считают, что в этом деле задействованы лица, имеющие отношение к переходу на грузинскую территорию военнослужащего Дмитрия Артемьева.
"Нами уже установлено, что один из местных жителей, который имеет уголовное прошлое - является рецидивистом, - фигурировал и в случае с Артемьевым, и в случае с Хрипуном. После общения с ним у нашего военнослужащего пропал прибор ночного видения, который до сих пор не найден. Мы рассматриваем версию, что именно в поисках этого прибора Хрипун мог оказаться на территории, которая нами не контролируется. Местный житель, о котором шла речь, с тех пор в поселке не появлялся. Предполагаем, что наш военнослужащий в результате специальных действий попал в такую ситуацию, из которой ему было трудно выйти как-то иначе", - сказал Чикиров.
По мнению полковника, чтобы не допустить повторения таких случаев в будущем, нужна строгая дисциплина службы. "Вывод только один - дисциплина службы. По отношению к местному населению мы никаких выводов не делаем. Мы прекрасно понимаем, что местное население стало заложником той обстановки, которая здесь сложилась. Те многолетние родственные связи, которые объединяют людей, не могут становиться причиной обострения обстановки. Тот, кто знает хорошо историю, скажет, что даже в 20-е годы прошлого века, и в период конфликта в августе 2008 года здесь между людьми сохранялись хорошие отношения", - добавил Чикиров.
Напомним, что мичман Виталий Хрипун 20 декабря прошлого года самовольно оставил свой пост пограничного контроля, расположенного в селе Синагур Джавского района Южной Осетии. При нем также имелся автомат. По факту дезертирства и хищения оружия возбуждено уголовное дело.
По данным МВД Грузии, 21 декабря 2009 года Хрипун оставил свой пост на северо-западе Южной Осетии, подошел к ближайшему посту грузинской полиции, который находится в Сачхерском районе Грузии, и попросил отвезти его в Тбилиси. По дороге он заявил полицейским, что его унижали, и просил политического убежища по идейным и моральным соображениям.
Редактор газеты "21 Век" Тимур Цховребов ранее высказал мнение, что мичман Виталий Хрипун, проходивший службу по контракту в Южной Осетии и перешедший на территорию Грузии, попал туда в нетрезвом состоянии и был поставлен перед выбором - либо его сажают в тюрьму, либо он становится политической фигурой.
Сам же Хрипун, находясь уже на территории Грузии, объяснил свой поступок тем, что не смог более выдержать унижений и оскорблений со стороны своих сослуживцев. В интервью корреспонденту "Кавказского узла" он рассказал, что не жалеет о том, что покинул свой пост, и рассказал о причинах и следствиях этого решения, а также о ситуации на границе.
Описывая службу в Южной Осетии, Хрипун говорил: "Там пограничники не пресекают какие-то действия со стороны Грузии. На самом деле, они проводят психологическую обработку населения. Часто приезжают спецслужбы, разведка, беседуют с людьми. На самом деле же жители села Синагур чувствуют негодование в связи с тем, что на их территории находятся российские военные, но не высказывают его. Что ты будешь высказывать человеку с оружием?".
По словам военного, он покинул свой пост из-за угроз со стороны военнослужащих, ниже него по званию и по должности. Теперь Виталий Хрипун ждет, когда ему дадут статус беженца и квартиру в Тбилиси.
Виталий Хрипун - уже третий российский военнослужащий, перешедший в Грузию за последнее время. В июле прошлого года в Грузию дезертировал российский военнослужащий Дмитрий Артемьев. В начале 2009 года также из части в Южной Осетии бежал в Грузию рядовой Александр Глухов. Обоим предоставлен статус беженца. Причиной своего дезертирства Артемьев назвал неуставные отношения со стороны сослуживцев и невыносимые условия службы. Глухов также сообщил, что бежал из-за дедовщины.
Между тем, просьбы о политубежище поступают не только от граждан России к Грузии, но и наоборот - от грузинских граждан к властям РФ. Так, в мае 2009 года 35-летний грузинский офицер Алик Бжания пересек границу Грузии и Абхазии, после чего обратился к российским военным с просьбой о политическом убежище. Свой поступок он объяснил несогласием с политикой президента Саакашвили.
Россия также рассматривает просьбы двух грузинских журналистов о предоставлении им политического убежища с учетом ситуации со свободой средств массовой информации в Грузии. В октябре 2009 года с просьбой о политическом убежище к властям России обратился бывший продюсер телекомпании "Имеди" Бадри Афанасьев, а в сентябре - учредитель информационного агентства ITNexclusive Леван Гудадзе.