ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На судебном процессе по событиям 13 октября 2005 года сегодня показания дали два сотрудника правоохранительных органов, которые практически ничего не вспомнили о событиях четырехлетней давности.
Свидетели Алим Хапцев и Тимур Шомахов были приглашены по инициативе суда, в связи с тем, что во многих процессуальных документах они фигурируют в качестве понятых или статистов.
Адвокатом Алимом Биттировым, представляющим интересы подсудимого Азамата Шокумова, а также подсудимым Сергеем Казиевым ранее заявлялись ходатайства о признании некоторых из этих документов недопустимыми доказательствами и исключении их из доказательной базы. В частности, протокола опознания подсудимого Азатама Шокумова, "как человека, стрелявшего в сторону ОВД".
Свидетель Бобков, дававший показания ранее, рассказал об известных ему обстоятельствах гибели сотрудника ОВО Артура Мисостова. Согласно его показаниям, услышав стрельбу, он поспешил в школу за дочерью. Выйдя из подъезда, Бобков увидел молодого человека в спортивной одежде с автоматом.
Как говорится в показаниях, "молодой человек жестами приказал молчать и спрятаться в подъезде". Бобков выполнил. Человек с автоматом зашел за угол, а Бобков некоторое время находился в подъезде. Минут через пять мимо прошел "милиционер в камуфляже "талый снег", в каске и с автоматом АК-47" (согласно материалам дела, это был сотрудник ОВО Артур Мисостов). Когда милиционер зашел за угол, раздалась автоматная очередь, а через некоторое время - выстрелы из пистолета. Бобков с каким-то парнем занесли раненого в подъезд. Ему оказали первую помощь, но вскоре он скончался. Бобков обнаружил рядом с ним пулю и позже передал ее матери погибшего милиционера.
Впоследствии Бобков опознал молодого человека, одетого в спортивный костюм и вооруженного автоматом подсудимого как Азамата Шокумова.
В суде был оглашен протокол опознания. Бобков свою подпись под протоколом не признал. "Это не я подписывал", - заявил он.
В связи с данным заявлением свидетеля адвокат Биттиров заявил ходатайство о признании недопустимым доказательством протокола опознания.
Суд отклонил ходатайство, обосновав свою позицию тем, что отсутствие подписи Бобкова подлежит оценке в совокупности доказательств.
Свидетели Алим Хапцев и Тимур Шомахов рассказали, что в начале 2006 года, будучи на последнем курсе Нальчикского филиала Краснодарской академии МВД России проходили практику в УБОП МВД КБР и участвовали во многих следственных мероприятиях в качестве понятых и статистов. Несмотря на тщательный допрос этих лиц адвокатами, подсудимыми и судом, получить ответы на интересующие их вопросы не удалось. Свидетели ничего не помнили о событиях четырехлетней давности.
Как выяснилось в ходе допроса, практику в УБОП Хапцев и Шомахов окончили в конце мая 2006 года, между тем в деле есть протокол от 22 июня, в котором свидетели также фигурируют в качестве понятых. На вопросы о том, вызывались ли они после окончания практики для участия в следственных мероприятиях, оба отвечали, что не помнят. В отношении достоверности своих подписей под протоколами, оба свидетеля сказали, что подпись "похожа", но что сейчас они подписываются по-другому. Подписывали они или нет, свидетели также не вспомнили.
Адвокаты интересовались, участвовали ли свидетели в изъятии видеозаписи у свидетеля под псевдонимом "Мюллер", в обнаружении схронов, в проверке показаний на месте. Ничего конкретного суду они сообщить не смогли.
На вопрос адвокатов, в чем заключалась практика данных свидетелей, что они еще делали, кроме как присутствовать на следственных мероприятиях в качестве понятых и статистов, так же не прозвучало внятного ответа.
Один из подсудимых спросил Шомахова, является ли он "потерпевшим по событиям 13 октября 2005 года". Шомахов ответил отрицательно.
Напомним, что 9 февраля в суде показания дал засекреченный свидетель под псевдонимом "Мюллер". Свидетель находился в закрытой комнате, присутствующие в зале слышали только его голос. Все происходящее возле своего дома, "Мюллер" снял на видеокамеру. Участникам процесса была продемонстрирована видеозапись. На ней запечатлены два человека, один из которых, по мнению следствия, является подсудимым Азаматом Шокумовым, второй - погибшим в ходе нападения Рустамом Керешевым.
На прошлых судебных заседаниях по делу о нападении на Нальчик, прошедших 4 февраля, 28 января, 25 января, 21 января и 12 января, также проводился допрос свидетелей.
Отметим, что на заседании Верховного суда Кабардино-Балкарии 8 февраля два свидетеля Аркадий Буранов и Муса Хаупшев заявили, что не давали показаний, отраженных в протоколах допросов. При этом они признали свои подписи под показаниями, но сказали, что подписывали протокол, не прочитав его.
На скамье подсудимых по данному процессу находятся 58 человек. Им инкриминируются совершение преступлений, предусмотренных статьями УК - "терроризм", "убийство двух и более лиц", "покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов", "незаконное ношение и хранение оружия". Большинство обвиняемых вину не признают. В ходе нападения на Нальчик погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 нападавших.