ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Депутат Госдумы России от Дагестана Хизри Шихсаидов заявил корреспонденту "Кавказского узла", что негативно воспринял новость о проведении 16 февраля кумыкской общественностью митинга, где звучали требования о назначении на пост премьер-министра Дагестана представителя кумыкской национальности.
"Я – кумык, но вообще не понимаю людей, которые заявляют, что тот или иной пост навечно закреплен за определенной национальностью. Должна быть обязательная ротация, в Дагестане у каждой нации есть толковые специалисты, которые без проблем могут занять любой пост", - отметил депутат.
По его мнению, организаторы и участники митинга беспокоятся не о проблемах этноса. "Там не было представителей всего кумыкского народа, собрались определенные люди, через подобные акции они хотят показать собственную значимость, чтобы в дальнейшем уже решить собственные задачи", - заявил Хизри Шихсаидов.
Его коллега, депутат Госдумы России Гаджимет Сафаралиев отметил, что вопросы кадровой политики, в первую очередь, должны решаться новым президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым.
"Избранники народа единогласно проголосовали за нового руководителя республики, согласно закону, именно он решает, кто будет премьер-министром, так давайте не будем мешать ему. Пусть он выберет самого достойного. Дагестан многонационален, ни за каким этносом не должны быть закреплены должности. Если учесть количество лезгин, проживающих за пределами республики, получится, что они находятся в большинстве среди дагестанских этносов, но мы же через митинги не требуем, например, чтобы за лезгинами закрепили пост президента Дагестана", - заявил Гаджимет Сафаралиев.
Представитель Дагестана при президенте России Гаджи Махачев считает, что жителям республики надо приложить усилия для решения других задач. "В Дагестане масса проблем. Надо вернуть домой из "лесов" молодых ребят. Надо поднимать экономику. Надо сформировать единое духовное управление мусульман, где будут представлены все дагестанские нации. Перечень этих "надо" можно продолжить до бесконечности", - отметил Махачев.
Он заявил, что подобные митинги могут дестабилизировать ситуацию в Дагестане. "Больше всех в республике проживает аварцев. В России, мире принято, что представитель самой большой нации и становится руководителем государства, республики. Завтра аварцы тоже могут выйти на протестные акции с требованием, чтобы президентом Дагестана обязательно был аварец, но ведь это тупиковый путь. Есть вертикаль власти, вопросы ее формирования никогда не решались на митингах, в Дагестане появился новый президент, пусть он и выбирает себе команду", - отметил Махачев.
Депутат Народного собрания Дагестана Магомедзагид Муслимов согласился с ним. "Я – не националист, поэтому никогда не задавал себе вопрос: почему в течение последних двадцати лет пост премьер-министра занимали только кумыки? Что, у других этносов нет достойных людей? Сегодня кумыки выходят на митинги, но ведь больше оснований для протестных акций у аварцев. Они в большинстве в Дагестане, в списке кандидатур на пост руководителя республики было 4 аварца и один даргинец, но Москва предпочла даргинца, и мы ее выбор восприняли спокойно", - сообщил парламентарий.
Председатель общественного движения "Кумыкское народное движение "Тенглик", глава муниципального образования "Поселок Кяхулай" Салав Алиев заявил, что в митинге не участвовал, и требования митингующих не поддерживает. "Не знаю, кто организовал митинг, но вопросы назначения на тот или иной пост на улицах не решаются. В Дагестане нет служебного кресла, навечно закрепленного за нациями", - отметил Салав Алиев.
Напомним, митинг с участием, по разным данным, от 600 до 2 тысяч человек кумыкской национальности состоялся по улице Буйнакского в Махачкале, рядом со зданием Кумыкского театра. Ораторы выступали только на кумыкском языке, участники протестной акции на контакты с журналистами шли с трудом, их ответы на вопросы были отвлеченными. Один из них, представившись Магомедом, заявил, что пришел на митинг добровольно, так как "власть обижает кумыкский народ".
"Пост премьер-министра всегда был кумыкский, теперь и его отнимают у нас, а ведь наш народ и без того ущемлен", - сообщил собеседник. В свою очередь, докладчики вообще отказались от комментариев.
В конце митинга была принята резолюция, но о чем в ней говорится, никто конкретно так и не узнал: единственный экземпляр прочли на кумыкском языке скороговоркой, затем докладчик сунул ее в карман и куда-то исчез, передает корреспондент "Кавказского узла".
Отметим, что, по данным источника в одной из кумыкских национальных организаций, митинг носил стихийный характер и был связан не столько с политическими, сколько с земельными требованиями. По его утверждению, на прошлой неделе предметом дискуссии в среде кумыкских общественников стали вопросы о судьбе земли вокруг горы Тарки-Тау близ Махачкалы. Среди кумыков эту местность принято считать исторически значимой для данного народа, поэтому любые слухи по поводу перемен в статусе этих земель вызываю самую живую реакцию, отметил источник. По его данным, молодежь призывала собраться именно для обсуждения земельных проблем, однако уже в ходе митинга зазвучали и политические требования.
В продолжение темы необходимо отметить, что практика закрепления той или иной высокопоставленной должности за представителем определенной национальности в республике впервые широко стала применяться в бытность СССР.
С 1919 года Дагестаном руководили первые секретари коммунистических обкомов. Всего их было 22, по 1948 год пост занимали 18 человек, в дальнейшем, вплоть до 1991 года, когда произошел развал СССР, список партийных лидеров оказался ограничен четырьмя персонами. Им на смену пришел председатель Госсовета Дагестана (даргинец Магомедали Магомедов — 1995-2006 годы), президент Дагестана (аварец Муху Алиев - с 2006 года по сегодняшний день), которого на посту заменил сын председателя Госсовета Дагестана – Магомедсалам Магомедов.
Этническая составляющая руководства советского и постсоветского Дагестана выглядела следующим образом: 2 кумыка, 7 русских, 3 еврея, 2 азербайджанца, по одному осетину и лезгину, 3 даргинца и 4 аварца. В 1919 году Дагестаном, хотя и чисто номинально, управляли кумыки Уллубий Буйнакский и Джелалэддин Коркмасов: первого убили в том же году, второй попал под каток сталинских репрессий в 1937 году. В 1920 году в роли главного коммуниста выступали двое русских и один еврей.
В следующем году кресло руководителя занял азербайджанец, ему на смену через год опять пришел русский. С 1923 по 1942 год пост руководителя Дагестана занимали 9 человек. Некоторые проработали на посту лишь несколько месяцев (к примеру, осетин Муса Кундухов), другие – 2-3 года. 67% руководителей этой поры были репрессированы. С 1942 года республикой руководил азербайджанец Азиз Алиев, его 1948 году сменил аварец Абдурахман Даниялов.
После смерти Иосифа Сталина по сегодняшний день первыми секретарями дагестанского обкома КПСС последовательно работали даргинец Магомедсалам Умаханов (1967-1983 годы), аварцы Магомед Юсупов (1983-1990 годы) и Муху Алиев (1990-1991 годы).
Перестроечная сумятица и амбиции Магомедали Магомедова, который в начале 90-х годов прошлого века занимал пост председателя Президиума Верховного совета Дагестана, внесли определенный элемент анархии в уже было налаженный механизм этнической ротации. Есть мнение, что тогда Магомедов по договоренности с Алиевым должен был уйти в отставку, чтобы освободить место для самого Алиева, который понимал, что дни партии сочтены, но Магомедов решил остаться в большой политике.
Более того, через ряд законодательных поправок, в том числе и конституционного характера, он в дальнейшем сумел сохранить за собой пост вплоть до 2006 года.
Кадровая политика в Дагестане неоднократно становилась причиной многочисленных конфликтов, наиболее известными из которых стали события 1991 года. Тогда тысячи кумыков, члены движения "Кумыкское народное движение "Тенглик" на окраине Хасавюрта перекрыли Северо-Кавказскую железную дорогу и автомобильную трассу Ростов-Баку. Тут же был возведен и палаточный лагерь, впоследствии названный "Тенгликюртом".
Руководил процессом Салав Алиев. Кумыки, в частности, требовали увольнения министра внутренних дел Дагестана, аварца по национальности Магомеда Абдуразакова. На его защиту встали члены Аварского национального фронта имени имама Шамиля, которым руководил Гаджи Махачев. Они потребовали разблокировки дороги. Дело чуть было не дошло до прямых столкновений, их предотвратила местная милиция, ставшая между аварцами и кумыками.
Напомним, что в апреле 2009 года действовалший тогда президент Дагестана Муху Алиев готовил поправки в избирательное право, которые должны были узаконить в республике национальный принцип формирования органов власти. По мнению Алиева, только таким образом можно обеспечить представительство в органах власти всех народов, населяющих Дагестан. Об этом президент республики рассказал в интервью «Газете.Ru» и «Кавказскому узлу».
Ранее в Дагестане была особая система выборов – национально-территориальные округа, квотирование мест в парламенте. Аварцы традиционно получали пост президента, даргинцы – спикера парламента, а премьер был кумыком. Затем федеральный центр привел избирательную систему республики в соответствие с общероссийской. Однако это изменение пагубно сказывается на балансе сил в республике, утверждал Алиев.
Как сообщал "Кавказский узел", в феврале 2009 года в Махачкале прошли акции протеста представителей лезгинского народа, которые выражали несогласие с назначением начальником управления Федеральной налоговой службы России по Дагестану Владимира Радченко. Протестующие настаивали на том, что данный пост должен принадлежать лезгину.
Справка. Кумыки - тюркоязычный народ. В Дагестане их насчитывается 366 тысяч человек. Территория расселения - Терско-Сулакская низменность и предгорные районы Дагестана. Более половины кумыков (52%) проживают в 8 районах сельской местности. В Кумторкалинском районе их 67,5%, в Карабудахкентском - 62%, Буйнакском - 55%, Каякентском - 51%, Бабаюртовском - 44%, Хасавюртовском - 28,5%. Некоторая часть кумыков расселена в поселках городского типа: в Тарки, Тюбе, Ленинкент, Кяхулай, Альбурикент, Шамхал, Манаскент. По данным на 2002 год, в Российской Федерации насчитывается 422 тысчи кумыков. Кумыки являются третьей по численности народностью, населяющей Дагестан.