10:00 / 21.02.2010Арестованная в Цхинвале Маргиева утверждает, что не получала повесток от следствия

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

На изменении меры пресечения редактору газеты "Позиция" Фатиме Маргиевой с подписки о невыезде на арест прокуратура Цхинвала настаивала в связи с тем, что подследственную неоднократно приглашали повесткой, но она ни разу не пришла. Однако Маргиева утверждает, что повесток не было, а когда она выезжала во Владикавказ на лечение, она всегда извещала об этом органы следствия.

"Никакого основания для ее задержания не было. То, что говорят  правоохранительные органы – якобы она не явилась по повестке в суд  – это неправда. Никакой повестки не было. А даже если и была бы, за неявку не арестовывают, а только присылают следующую повестку и затем еще одну. А затем, после неявки по трем повесткам, всего лишь приводят принудительно в суд", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" дочь Фатимы Маргиевой Елена Калоева.

По ее словам, Фатима ни от кого не скрывалась. "Каждый день она, старший преподаватель кафедры истории, читала лекции в Юго-Осетинском государственном университете. Когда она выезжала во Владикавказ на лечение, она всегда извещала об этом органы следствия", - отмечает Елена Калоева.

Напомним, что арест Фатимы Маргиевой был произведен в Цхинвале 18 февраля в рамках уголовного дела, заведенного в отношении нее в прошлом году по факту незаконного хранения оружия.

Сама Маргиева сообщила, что объявляет голодовку до тех пор, пока все обстоятельства по поводу ее задержания и уголовного дела не будут прояснены.

Прокуратура Цхинвала связывает арест Маргиевой с тем, что ее, как подследственную по уголовному делу, неоднократно приглашали повесткой, но она ни разу не пришла, пишет "GZT.RU", поясняя, что недавно судья Светлана Джиоева, которая вела дело оппозиционерки, отказалась от него, и дело было передано прокурору Знаурского района Техову. Как выяснилось, 17 февраля он и изменил для Маргиевой меру пресечения на арест. В КГБ с момента обысков прошлой весной в доме Маргиевой отказывались комментировать дело в отношении нее.

"Уголовное дело на Фатиму Маргиеву завели в прошлом году. У нее нашли в доме оружие, но в Южной Осетии после военных действий население часто держит в доме оружие. Покойный муж Фатимы Маргиевой воевал, и, естественно, после него осталось какое-то оружие. Найти его, как я предполагаю, было несложно", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" югоосетинская журналистка Мадина Шавлохова

По ее словам, все подобное оружие в Южной Осетии незаконное. "Оно покупалось и продавалось у "левых людей", чтобы держать оборону. И никогда раньше никто не занимался тем, чтобы поставить оружие, которое есть у населения на руках, на какой-то  учет", - рассказала Шавлохова. 

Она отмечает, что Фатима известна в Южной Осетии критической позицией по отношению к властям. "Накануне задержания она дала два интервью Iron Times, рассказав о ситуации, которая происходит в Южной Осетии: несмотря на то, что Россия перечислила деньги, люди продолжают жить в подвалах и сараях, есть нечего. Фатима Маргиева в своих интервью во всем обвиняла действующую власть. До ареста Фатима и сама жила в полуразрушенном доме - в ее дом попал снаряд в августе 2008 года. Она боролась за права обездоленных и в итоге попала под стражу", - говорит Мадина Шавлохова.

"Мало того, что она объявила голодовку, она еще и сердечница, и не может оставаться под стражей", - говорит собеседница. 

"Я отнесла лекарства матери, но принимать их она должна только вместе с пищей. А она уже третий день голодает", - говорит Елена Калоева, дочь Маргиевой. 

Она рассказывает, что в Северной Осетии создан комитет в поддержку Фатимы Маргиевой. "Потому что оппозиционные силы не находятся на территории Южной Осетии. Исключение – моя мама. Все возмущены этим надуманным арестом. Ее подруга, тоже с критическим отношением к внутренней политике, хотела собирать подписи в поддержку Фатимы Маргиевой. И ей с незнакомого номера тут же позвонили и сказали: "Ты окажешься рядом, если не откажешься от этой идеи"", - рассказала Калоева. 

"Конечно, у нас нашли оружие, но к маме подошли исключительно в связи с ее оппозиционной деятельностью. В каждом доме в Южной Осетии есть оружие. Сотрудники КГБ Южной Осетии, которые нас обыскивали, вначале говорили: "Это оружие состоит на учете в министерстве обороны и было украдено". Потом они выяснили, что оружие не зарегистрировано в республике, то есть к государственному оружию никакого отношения не имеет", - рассказывает Калоева.  

По ее словам, Фатима написали объяснительные, что это оружие хранилось двадцать лет. "Нам советовали отказаться от этой правды и сказать: "Попало к нам во время войны, не успели его сдать", но я сказала, что я не буду врать. Пистолет, один гранатомет и один автомат – это немного, я считаю, для семьи из трех человек", - продолжила Калоева. 

На вопрос, есть ли адвокат у Фатимы Маргиевой, ее дочь ответила отрицательно. "В  республике нет достаточно квалифицированных, образованных адвокатов. Она решила быть самой себе адвокатом, и я думаю, что это правильно. Единственное – некому писать различные бумажки", - говорит Калоева. 

Она отмечает, что является сотрудником МВД, но, в связи с деятельностью матери ее отстранили от работы. "Сколько длится следствие – девять месяцев, столько примерно я не работаю", - отмечает собеседница.

"Я очень аполитичный  человек, к политике и оппозиции никакого отношения не имею. Деятельность моей мамы я осуждала. Я считаю, если у женщины нет плеча, за которым можно спрятаться, лучше ей не выступать. Но теперь я полностью поддерживаю ее голодовку – других средств протеста против этого произвола, этого незаконного задержания, нет", - заявила Елена Калоева.

Напомним, что в августе 2009 года прокуратура Южной Осетии сообщила, что передает в суд дело активистки Народной партии, преподавателя истории местного госуниверситета Фатимы Маргиевой. Еще тогда Маргиева посчитала, что ее преследуют в связи с политической деятельностью.

27 мая 2009 года автор блога "Осетия и вокруг: взгляд изнутри" на "Кавказском узле" Алан Цхурбаев сообщил, что в квартире Фатимы Маргиевой, члена оппозиционной Народной партии под руководством Роланда Келехсаева, в Цхинвале сотрудники КГБ Южной Осетии провели обыск. 28 мая Маргиева, задержанная после обыска в ее доме, была отпущена под подписку о невыезде. По ее словам, обыскивать ее пришли по доносу, по которому она якобы распространяла листовки с призывами бойкотировать парламентские выборы.

Согласно же сообщению КГБ Южной Осетии в мае прошлого года, по факту незаконного хранения оружия и боеприпасов, найденного в доме Маргиевой, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 222 УК РФ. В сообщении также утверждается, что в ходе осмотра дома Маргиевой обнаружены и изъяты: автомат АК-47, гранатомет РПГ-7 и 10 выстрелов к нему, пистолет ПМ, детонаторы, бикфордов шнур и другие компоненты средств взрывания, гранаты и большое количество боеприпасов.

Как уже сообщал "Кавказский узел", Маргиева также находилась в штабе Народной партии 10 апреля прошлого года, когда несколько участников партии были задержаны криминальной милицией Южной Осетии. В тот же день прошел съезд Народной партии, который избрал председателем партии Казимира Плиева. Съезд поддержал президент республики Эдуард Кокойты. За два дня до этого, 8 апреля, состоялся съезд партии с таким же названием, но под председательством Роланда Келехсаева. Обе партии подали свои списки в ЦИК, который зарегистрировал для участия в выборах партию Плиева, что Келехсаев счел незаконным.

Автор:Анастасия Кириленко