13:56 / 26.02.2002Заявление представителей НПО Абхазии

Время "охоты на ведьм"

21-22 февраля на первой странице газеты "Республика Абхазия" была опубликована статья "Зачем смотреть на Тбилиси и делить ответственность с агрессором?" (см. ниже, - Ред.). Это сигнал о том, что предвыборная борьба перешла в открытую стадию. До выборов осталась всего неделя. Самое время для "охоты на ведьм". И главный прием - приписать свои просчеты и недостатки в первую очередь тем, кто может составить конкуренцию сторонникам "партии власти" на выборах в парламент. На этот раз направление "основного удара" пришлось на программу народной дипломатии, которой уже несколько лет занимаются неправительственные организации (НПО) Абхазии.

К тому же, удобно бросить камень в НПО, которые регулярно поднимают острые вопросы, касающиеся различных сфер жизни нашего общества. Не далее как 7 февраля по их инициативе был проведен "круглый стол" по проблемам абхазского телевидения, на котором было принято обращение к руководству республики с предложением провести открытые теледебаты во время избирательной кампании. К сожалению, это предложение было проигнорировано.

Представителей гражданского общества обвиняют в том, что они, дескать, изживают "образ врага" в лице Грузии и тем самым готовят поражение. Попытки убедить людей в том, что необходимо культивировать образ врага, поскольку на нем якобы зиждется безопасность государства, на самом деле лишь отвлекают внимание общества от просчетов в области строительства обороноспособной армии. Не стоит беспокоиться о том, что не дай бог исчезнет этот "образ". Его старательно поддерживает грузинское руководство своей агрессивной политикой. Вероятно тем, кто спекулирует на этой теме, образ врага нужен для внутреннего пользования, для того, чтобы бесконтрольно распоряжаться ресурсами Абхазии, одновременно держа своих граждан под жестким контролем, запугивая их внешней угрозой.

Безымянный автор, скрывающийся под псевдонимом "Отделы политики", бравируя показным патриотизмом, утверждает, что из-за деятельности абхазских НПО "у нас появилась почва для уступок в области грузино-абхазских отношений". Получается, что внешняя политика нашего руководства находится в тесной зависимости от действий гражданского сектора в области народной дипломатии, а несколько абхазо-грузинских встреч неофициального уровня способны поколебать "твердость" его позиции.

Приходится удивляться тому, что, критически относясь к любым контактам с представителями конфликтующей стороны, бдительный "Отдел политики" "проглядел" официальные встречи в Афинах, Стамбуле и Ялте по укреплению мер доверия между грузинами и абхазами.

В отличие от официальных переговоров с Грузией, которые проходят под плотной завесой секретности (мы все помним 95-й год, когда подобная скрытность чуть не привела к подписанию кабального для Абхазии протокола), процесс народной дипломатии принципиально прозрачен. Публикуются даже стенограммы встреч с грузинскими представителями, что дает возможность общественности знать все нюансы происходящего, весь спектр мнений и оценок, позицию каждого участника. Мы тем самым доверяем нашему обществу, которое вправе делать самостоятельные выводы, и рассчитываем на его непредвзятость.

Мы ничего не скрываем - это видно даже из тех цитат, которые "уважаемый" анонимный оппонент выдернул из контекста и тем самым сознательно исказил их смысл. Делается это для того, чтобы опорочить людей, которые проявляют инициативу, занимаясь поиском путей предотвращения нового всплеска военных действий. При этом следует отметить, что многие участники процесса народной дипломатии в острые периоды военного противостояния как идеологически, так и с оружием в руках отстаивают независимость своей Родины, отчетливо понимая ответственность перед своим народом. Автор же статьи, в который раз боится снять маску даже перед своим обществом.

Во время Кодорских событий, на которые так любят ссылаться в "Республике Абхазия", именно гражданское общество оперативно организовало пресс-центр НПО и наладило выпуск ежедневных информационных листков, доставлявшихся на боевые позиции и рассылавшихся по всему миру. В те тревожные дни Ассоциация инвалидов-спинальников создала в Интернете первый сайт из Абхазии, чтобы мир получал информацию о военных событиях из первых рук.

"Зачем обманывать себя и наших детей, посылая их в заморские страны на тусовки с грузинскими сверстниками, когда их отцы и братья воюют друг с другом в Кодорском ущелье?" - гневно вопрошает автор. Видимо, коротка его память. Он не может не знать, что организацией двустороннего грузино-абхазского детского лагеря в США занимались грузино-абхазская Координационная комиссия и наш Кабинет Министров, который долгое время скромно замалчивал в СМИ этот факт. Поехали туда в том числе и дети наших высокопоставленных чиновников. А в тех летних лагерях, которые устраивают общественные организации, отдыхают дети со всего Кавказа. Кстати говоря, именно НПО прошлым летом организовали лагерь в Гудауте для детей чеченских беженцев.

Те методы и способы, которые используются для оказания давления на людей, позволяющих себе иметь собственную точку зрения, создают атмосферу нетерпимости и вносят раскол в общество. Устроители "охоты на ведьм" явно озабочены гражданской активностью представителей общественности, и для обеспечения устойчивости собственного положения не гнушаются использовать старый как мир принцип "разделяй и властвуй".

Понятно, почему официальная пресса, касаясь деятельности общественных организаций, все время делает акцент только на народной дипломатии. Между тем, народная дипломатия - это всего лишь одно и не самое главное направление в их деятельности. НПО занимаются физической, психологической и социальной реабилитацией пострадавших в грузино-абхазской войне; осуществляют разнообразные детские, образовательные программы; занимаются правозащитной деятельностью; поддерживают социальные проекты практически во всех районах Абхазии и т.п. Вся эта помощь оказывается бесплатно.

"Отделы политики" упрекают неправительственные организации и в том, что они не поднимают вопросы, касающиеся самоопределения абхазского народа, блокады Абхазии. Если собрать все статьи на вышеназванные темы, изданные на русском и иностранных языках, а также размещенные в Интернете материалы, то нетрудно будет заметить, что авторами многих из них являются представители наших организаций. Специально проблеме блокады посвящались теледебаты представителей абхазской и грузинской общественности в студии РЕ в Тбилиси в декабре 2000 года. И у абхазских телезрителей появилась возможность самим оценить их уровень, когда эти дебаты транслировались по абхазскому ТВ. А осуждающее блокаду заявление, подписанное представителями НПО всего Южного Кавказа, в том числе и Грузии, было принято на конференции, организованной нашими НПО в Пицунде еще в 1997 году.

Мы бы не стали отвечать анонимному автору, если бы он не представлял "Отделы политики" центральных газет - "Апсны" и "Республики Абхазия". Подобного рода публикации, на наш взгляд, дискредитируют не тех, против кого они направлены, а власти, чьим печатным органом являются эти издания.

Представители НПО Абхазии:

Батал Кобахия, Герой Абхазии
Манана Гургулия
Лиана Кварчелия
Манана Бжания
Мзия Бейя, Герой Абхазии
Марина Гумба, награждена медалью "За отвагу"
Галия Калимова
Асида Шакрыл
Елена Кобахия
Аида Ладария


Приложение:

Зачем смотреть на Тбилиси и делить ответственность с агрессором?

Словно грибы после дождя, расплодились на абхазской земле различные организации с аббревиатурой НПО (неправительственные организации). Появились они в аккурат в послевоенное время, в период, когда Абхазия оказалась в жесточайшей блокаде, объявленной ей Советом глав государств СНГ при молчаливой позиции ООН, фактически санкционировавшей "наказание" нашей страны.

Таким образом, устроив нам блокадные условия, филантропы начали в то же время помогать нам строить "гражданское общество". Разумеется, мы благодарны таким организациям, как МККК, "Врачи без границ" и другим, осуществляющим гуманитарную миссию. В то же время совершенно обоснованно возникает двоякое отношение к некоторым организациям, занимающимся по существу промыванием мозгов с далеко идущими целями. И ими, надо отметить, сделано уже немало.

"Нателла Акаба: "я допускаю, что наступит время, когда абхазы захотят жить с грузинами в одном государстве, но сегодня это не та Грузия, к которой можно стремится, и, думаю, что вы со мной согласитесь". (Гражданское общество, ? 5)"

В короткий срок они выстроили мостик между Грузией и Абхазией, по которому движутся навстречу друг к другу наиболее "продвинутые" абхазские и грузинские аналитики и политологи. Есть среди них и те, кто при встречах на различного рода тусовках воркуют, похваливают друг дружку, призывая при этом отказаться от "образа врага", имея в виду абхазов и грузин. являемся мы свидетелями и того, как регулярно наведываются к некоторым отечественным строителям "гражданского общества" наставники из головных контор с целью продемонстрировать наиболее эффективные способы деятельности на ниве сближения двух народов.

Слов нет, вечных врагов не бывает, и когда-нибудь, в перспективе между Грузией и Абхазией должны выстроиться нормальные отношения. Но сегодня, когда у Абхазского государства самый злейший враг - соседняя Грузия, встречаться и общаться с теми или иными ее личностями с целью изжития в нашем обществе "образа" врага - это, прямо скажем, только в интересах наших оппонентов. Ведь ясно, что в ситуации противостояния с вражеским государством изживать "образ врага" - это значит заранее готовить собственное поражение.

"Лаша Бакрадзе: "К моему сожаленью, после всех этих разговоров с вами мне тоже показалась, что с гражданским обществом в Абхазии дела обстоят, может быть, хуже, чем в Грузии.Вы ведь представляете лучшие силы Абхазии". (Сборник "Аспекты грузино-абхазского конфликта", Ирвайн, 2001"

Как известно, США являются образцом демократической страны с идеально функционирующими институтами гражданского общества. С этим, наверное, спорить трудно. Но отметим, что эта образцовая демократическая держава и пальцем не пошевелит, чтобы разжить у собственного народа образ врага в лице С.Хуссейна и его страны. То же самое по отношению к Югославии Милошевича, к талибскому Афганистану, примеров много.

Чем же для нас, абхазов, всех жителей Абхазии лучше режим Шеварднадзе, который, хотим мы того или не хотим, имеет поддержку подавляющей части грузинского общества? Объявит завтра Шеварднадзе войну, и пойдут грузины воевать против Абхазии, разве что, за редким исключением, кто-то отвертится. Причем руководство Грузии неоднократно заявляло, что не исключает силового варианта решения абхазской проблемы. И в такой обстановке талдычить нам о необходимости т.н. "нового мышления", о гуманном подходе к проблеме беженцев, призывая фактически отрешиться от образа реального врага?

Зачем обманывать себя и наших детей, посылая их в заморские страны на тусовки с грузинскими сверстниками, когда их отцы и братья воюют друг с другом в Кодорском ущелье, или еще раньше, как это было во время майской (1998 г.) авантюры Грузии?

"Даур Начкебия, писатель, партнер с абхазской стороны: "К сожаленью, в писательской среде нашлись люди и по ту и по эту сторону, которые, скажем так, своим словом, своими поступками разжигали националистические настроения и способствовали взрыву противостояния". ("Кавказский акцент", ? 3)"

Конечно, можно ожидать возражений в том смысле, что все это, дескать вне политики. Ничего подобного. Как же вся эта деятельность может находиться вне политики, когда ею у нас заправляют экс-руководители высокого ранга, политологи, аналитики, общественные деятели, депутаты и прочий весьма авторитетный люд. Что-то не видно в этой сфере простого крестьянина или рабочего, обсуждающего собственные жизненные проблемы.

"Лаша Бакрадзе (Институт Гете): В этой ситуации, которая сложилась, Грузия, может быть, больше виновата, но все-таки невозможно, чтобы только одна сторона была виновата, а другая - нет. Ставился ли в Абхазии когда-нибудь вопрос о том, в чем абхазы виноваты? ("Гражданское общество", ? 5)"

Семинары, конференции, встречи, как правило, посвящаются правам человека, свободе слова, организации оппозиции - словом, всем атрибутам т.н. гражданского общества. Но пусть нам скажут: проводилось ли за все время деятельности подобных организаций хотя бы одно мероприятие, посвященное, скажем, праву абхазского народа на независимость, строительство собственного государства? Кто проявил себя, выступив во весь голос о блокаде, об ограничении прав наших граждан на передвижение? Чем занимается офис ООН по правам человека - разве он не должен бить во все колокола, возвещая миру о несправедливом отношении к нашему народу?

"Арда Инал - Ипа: " я хочу сказать, что задумываемся. Конечно, если говорить о прессе, то достаточно робко звучат эти голоса, но они есть. я не хочу сказать, что мы много делаем в этом направлении, но то что мы не думаем о своей доле ответственности, это неправда. Что касается военных преступлений, мы тоже много раз поднимали этот вопрос. хотелось бы, чтобы в нашем обществе мы знали тех, кто нарушал права человека и совершал военные преступления во время войны. Мы не имеем такой информации.
Может быть, мы когда-то дойдем до такого уровня, когда сможем добиться, чтобы эти люди не влияли на нашу сегодняшнюю политику, а сейчас я думаю, что они есть. я просто их не знаю, вы, может быть, тоже их не знаете. Это будущий тяжелый процесс, и очень опасно этим заниматься, но мы об этом думаем, и мы об этом говорим." ("Гражданское общество", ? 5)"

А меж тем некоторые наши отечественные строители "гражданского общества" радеют о грузинском языке в Гальском районе, о грузинских школах, всегда являвшихся рассадниками агрессивного грузинского национализма, о беженцах, бежавших на свою родину, в Грузию в силу того, что в подавляющем своем большинстве они поддержали агрессию и участвовали в войне против абхазов. Нашим активистам НПО пора понять, что их руками пытаются воссоздать "пятую колонну" в Абхазии.

В начале, разумеется, создают для этого предпосылки - соответствующее мировоззрение, особенно у молодежи, примиренческий менталитет, комплекс равной вины и обоюдной ответственности за войну. Такова, если говорить кратко, троянская концепция размывания ценностных ориентиров нашего общества.

"Ираклий Сургуладзе: "Невзирая на мое абсолютно добродушное и доброе, даже немножко увлеченное отношение к вашим личностям, я все же вижу категоричность и ни разу не заметил ни одной уступки с вашей стороны, разве что тогда, когда мы собираемся вдвоем или втроем". ("Аспекты грузино-абхазского конфликта", ? 6)"

На наш взгляд, к сожаленью, наши власти допустили просчет, когда дали "зеленый свет" на совершенно бесконтрольную деятельность НПО в Абхазии. И мы получили то, что должно было случиться: у нас появилась почва для уступок в области грузино-абхазских отношений. Наши отдельные "гуманисты", чересчур сострадающие грузинскому населению, оказавшемуся у себя на родине, не прочь поговорить о неких "цивилизованных" стандартах совместного проживания, как это было раньше. И память у них, как видим, короткая: позабыли шествия, митинги, забастовки, провокации, кровавые стычки с "цивилизованными" абхазскими грузинами в наших городах и районах. Позабыли оголтелых грузинских историков и писателей, сравнивавших абхазский народ со мхом, покрывавшим продвинутый грузинский народ, и прочее. Кстати, все они, здравствуя и поныне, успешно продолжают свою шовинистическую миссию.

Так стоит ли суетиться, господа, чтобы предстать просвещенными деятелями подобной, довольно сомнительной по существу, политики!

"Республика Абхазия", ? 20, 21-22 февраля 2002 г.

Автор: