ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Специфика коррупции в России заключается в том, что она является механизмом власти, считает профессор Кабардино-Балкарского госуниверситета Мурат Хоконов. По его мнению, коррупция — это особенность России в историческом контексте, то, что позволяет быть лояльным тем, у кого есть деньги, к тому, кто стоит выше над ним.
Недавно созданное общественное движение "Гражданский конгресс" Кабардино-Балкарии провел общественные слушания по проблеме коррупции, в ходе которого выступил Хоконов и другие эксперты.
Руководитель движения Тимур Тенов оценил мероприятие как "акт построения гражданского общества". Он напомнил об ответственности каждого члена общества за все происходящее вокруг, осудив политический абсентеизм.
Предваряя обсуждение поставленной проблемы, Тимур Тенов познакомил присутствующих с тремя моделями решения проблемы коррупции в высококоррумпированных прежде обществах - Италии, Гонконге и Сингапуре.
Тенов, в частности, рассказал, что в Италии в результате операции "Чистые руки" более 500 политиков получили тюремные сроки, около 20 тысяч человек были уволены с должностей, у них были экспроприированы дома и другое имущество.
В Гонгконге наряду с другими мерами была введена "презумпция виновности" для чиновников, живущих на широкую ногу. Сингапурская модель, наряду с жесткими карательными мерами, предусматривала и мягкие меры.
Выступающий подчеркнул особо эти мягкие меры - увеличение зарплаты чиновникам. "Она была приравнена к средним месячным доходам от предпринимательской деятельности. В результате принятых мер все эти страны сумели обуздать коррупцию", - сказал Тенов.
Он считает, что для России подходит сборная модель. "При этом неприемлема итальянская модель, так как в нашей стране нет гражданского контроля, нет разветвленной системы политических партий, конкурирующих друг с другом", - отметил Тенов.
Эксперт рекомендовал устранить системные препятствия - создать конкурентную среду, переработать законодательство, устранив коррупциогенные возможности. Докладчик сообщил, что с 1996 года в Госдуме РФ лежит законопроект "О лоббистской деятельности", который так до сих пор и не рассмотрен.
"Структуры гражданского общества должны иметь возможность делать запросы в различные ведомства и получать ответы. И тем самым взаимодействовать с органами власти, делая эту деятельность прозрачной", - отметил Тенов.
Опереться, по его мнению, в борьбе с коррупцией в стране можно на средний и малый бизнес, как сферу, которая больше всего страдает от коррупции.
Профессор Мурат Хоконов согласился с тем, что итальянская модель преодоления коррупции для России не приемлема. "Уровень коррупции в Италии даже близко не сопоставим с тем, что сейчас у нас есть", - подчеркнул Хоконов. "Там было развитое гражданское общество, реальная многопартийность, свободная пресса, и это все способствовало тому, что в обществе появилась воля преодолеть коррупцию", - отметил профессор.
Он считает, что если бы не было коррупции, те же самые олигархи в России были бы независимы. "Сейчас же в результате сложившейся системы каждый из них может быть посажен в тюрьму", - добавил Хоконов.
Он также считает, что в России должна быть создана отдельная тюремная инфраструктура для экономических преступлений. "За экономические и уголовные преступления нельзя сажать в одну тюрьму", - уверен Хоконов.
Ректор Кабардино-Балкарского института бизнеса Феликс Хараев отметил, что в республике "не очень любят изучать общественное мнение". Между тем, по его мнению, именно изучение общественного мнения позволило исключить коррупцию в его вузе.
Хараев рассказал, что ежегодно в Институте бизнеса проводится анонимное анкетирование среди студентов. С помощью анкет выясняется, кто из преподавателей берет взятки. "Об анкетировании знают и преподаватели, естественно никто не станет рисковать ни работой, ни репутацией. Есть принцип первого лица. Первое лицо должно за этим следить", - отметил Феликс Хараев.
Руководитель Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков отметил, что в демократических странах коррупция рассматривается, как патология. "У нас же это способ решения различных проблем", - сказал правозащитник.
Хатажуков опроверг ссылку на "проблему маленького общества", приведя в пример "маленькое общество" Абхазии, где проходят демократические выборы, и власть, по его мнению, сменяется с соблюдением всех демократических процедур.
Хатажуков уверенно сказал, что в Кабардино-Балкарии сегодня уже министерские посты не продаются, однако коррупция перешла в другие сферы - в здравоохранение, образование, в правоохранительные органы. "Мы должны научить людей объединяться, создавать гражданское общество", - подчеркнул Хатажуков. Как проблему он также отметил отсутствие свободной прессы.
Руководитель регионального отделения политической партии "Правое Дело" Анзор Шахмурзов привел данные социологического опроса, проведенного КБИГИ, согласно которым, молодые люди демонстрируют значительно более толерантное отношение к коррупции, чем пожилые. Молодые люди, согласно исследованию, более пессимистичны в отношении того, что реализация Национального плана противодействия коррупции приведет к снижению уровня коррупции в республике.
Участники слушаний разработали рекомендации по обсуждаемой проблеме.
Напомним, что в республике в 2008 году была принята республиканская целевая программа "Профилактика коррупции в Кабардино-Балкарской Республике на 2008 - 2010 годы". Однако, по мнению прокуратуры, власти города Нальчика и других населенных пунктов республики не всегда принимают меры по исполнению требований закона "О профилактике коррупции в КБР" в части принятия муниципальных антикоррупционных программ и программ противодействия коррупции.
Президент России Дмитрий Медведев считает, что на Северном Кавказе отмечается "запредельно высокий" уровень коррупции, однако на расширенном заседании коллегии ФСБ 28 января он заявил, что рассчитывает на его снижение. По словам президента, главными задачами ФСБ должны быть борьба с терроризмом и с разворовыванием бюджета.
23 января на совещании в Пятигорске по вопросам развития новосозданного СКФО премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что властям необходимо существенно повысить эффективность федеральной политики на Северном Кавказе, в том числе обеспечить жесткий контроль в части использования государственных средств.