17:58 / 13.04.2010Малик и Хадижат Гатаевы надеются на справедливый приговор литовского суда

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Уроженцы Чечни, супруги Малик и Хадижат Гатаевы, находящиеся в данный момент в Хельсинки, дожидаются очередного суда по своему делу, надеясь на справедливый суд.

Напомним, Гатаевы в 1997 году учредили в Грозном некоммерческую организацию "Родная семья", она занималась чеченскими детьми, потерявшими родителей. Переехав в Литву, Гатаевы привезли сюда не только собственных детей, но и около десяти приемных детей-сирот.  В Литве Гатаевы были приговорены к лишению свободы, в том числе из-за жестокого обращения с детьми. Сами супруги считают, что получили сроки по сфабрикованным обвинениям.

Финляндия, где в прошлом году Гатаевы попросили политического убежища, отказалась выдавать их Литве, власти которой требовали их возвращения.  До конца марта, вплоть до решения верховного суда Литвы о пересмотре дела и отзыве им ордера на арест, супруги находились в заключении.

Теперь они находятся на свободе, проживают в арендуемой квартире в Хельсинки и надеются на новое, справедливое судебное разбирательство.

"Наше дело не прекращено, оно возвращено в суд. Его должны пересмотреть. Верховный суд Литвы нашел в деле провокацию против нас, многочисленные нарушения и вернул дело обратно в город Каунас, чтоб его пересмотрели. Мы боремся, и будем бороться дальше, так как абсолютно ни в чем невиновны", - рассказал Малик Гатаев.

"Литовские спецслужбы фактически разрушили нашу семью, которая спокойно и мирно проживала в Литве. Мы ни от кого не прятались, мы не были там беженцами. Во время войны нам пришлось выехать в Литву, но не в качестве беженцев. Мы хотели увезти своих детей от войны, вылечить их. Мы никакие законы не нарушали, нормально жили, у нас не было проблем. Люди восхищались нашей заботой о детях", - отметил Малик.

Гатаев утверждает, что литовские спецслужбы склоняли его к сотрудничеству, вербуя в свои ряды, но он отказался от взаимодействия с ними.

По словам Малика, в 2006 году он снова вывез в Литву детей, которые нуждались в медицинской помощи. "Кроме того, они хотели учиться, а в Чечне таких возможностей на тот момент не было. Некоторым воспитанникам требовались операции. Их сделали в Литве. Тех ребят, которые уже подросли, мы хотели увезти из Чечни, чтобы они не попали под пагубное влияние подозрительных личностей. Мне хотелось держать детей под своим контролем. Мы с Хадижат и наши друзья делали все для того, чтобы они выросли нормальными достойными людьми", - рассказал Малик.

"К нам в Литву приезжали сотрудники правоохранительных органов из Чечни. Начальник Ленинского отдела Грозного по делам несовершеннолетних была у нас. Из администрации района тоже к нам приезжали в гости, смотрели, как живут наши дети, чем мы занимаемся", - пояснил Гатаев,  по словам которого, литовские СМИ с подачи литовских же спецслужб выстоили против их семьи "стену лжи".

"Мы не лезли в политику, никому не переходили дорогу. Мы только хотели воспитать и дать образование детям", - рассказал Гатаев, добавив, что не находит рационального объяснения столь повышенному вниманию внутренних органов Литвы к своей семье.

Он утверждает, что ему ничего неизвестно о настоящих причинах случившегося и претензиях к нему. Он полагает, что и у властей Чечни не было повода их преследовать.  "Какие у властей Чечни могли быть к нам претензии? Я работал в Литве, жена находилась то у меня, то в Грозном. Часть детей была с ней. Я туда периодически наведывался", - сказал Гатаев.

В результате двух лет преследований, сообщил Гатаев, его здоровье, а также состояние его супруги и некоторых воспитанников значительно ухудшилось.

"Я буду бороться за то, чтобы вернуть себе и своей семье доброе имя, которое было до этого. Кому было выгодно нас растоптать? Пусть в этом разбирается суд. Как именно? Я не знаю, я не юрист. Трудно бороться против целой системы, поскольку у них неограниченные средства и возможности. Это не просто полиция, а полиция безопасности, у которой большие преимущества", - отметил Малик, добавив, что готов явиться в Каунас на очередное судебное заседание, так как надеется на честное и беспристрастное рассмотрение после того, как дело получило широкую международную огласку.

Литовские правоохранительные органы воздерживаются от каких-либо комментариев относительно нашумевшего дела. После освобождение Гатаевых последовало лишь краткое объяснение министерства юстиции Литвы.

"Окружной Каунасский суд приступил к новому рассмотрению дела. Обвиняемые будут вызваны на него из Финляндии. Однако, в случае, если они не явятся добровольно, прокуратура должна будет обеспечить их присутствие", - говорится в сообщении министерства.

По мнению российской правозащитницы Оксаны Челышевой, проживающей в данный момент в Финляндии, у властей ни одной из трех стран - России, Литвы и Чечни нет законного повода преследовать, задерживать и осуждать этих людей.

Сейчас часть воспитанников Гатаевых находятся в  приюте в Литве, хотя приемные родители настаивали на передаче их на время рассмотрения дела, родственникам Малика. Многие из их воспитанников уже выросли и живут самостоятельной жизнью. На данный момент в семье, из-за уголовных преследований разбросанной по миру, остаются полтора десятка детей.

24 марта Министерство юстиции Литвы отозвало европейский ордер на арест супругов Гатаевых. Как сообщила пресс-атташе ведомства Рута Спульгинайте, такое решение было принято Минюстом после того, как Верховный суд Литвы предписал Каунасскому окружному суду в Финляндии заново пересмотреть дело Гатаевых.

Днем ранее, 23 марта, Литовский верховный суд постановил удовлетворить кассационные иски адвокатов осужденных чеченцев Гатаевых. Как отметил суд, "во время рассмотрения апелляции по этому делу были нарушены права осужденных на публичный процесс", в частности, "дело не было проверено, как этого просили защитники осужденных. Было вынесено постановление, не соответствующее требованиям к апелляционным жалобам по уголовному процессу".

Как ранее сообщал "Кавказский узел", 17 марта суд в Хельсинки принял решение не выдавать чеченских беженцев Гатевых властям Литвы, отправив на новое рассмотрение их заявление о предоставлении убежища.

16 марта супругам Хадижат и Малику Гатаевым было отказано в предоставлении политического убежища в Финляндии. Гатаевы приняли решение обжаловать решение этого ведомства в административном суде Хельсинки.

В тот же день в Вильнюсе состоялось заседание Верховного суда Литвы по поводу обжалования приговора в отношении супружеской пары из Чечни. Судебное решение было отложено.

С прошлой осени Гатаевы находятся в Финляндии, где подали заявление о предоставлении им политического убежища. В то же время Литва объявила Гатаевых в международный розыск и требует их экстрадиции.

В начале января они были задержаны в Финляндии на основании европейского ордера на арест. Суд постановил, что супруги не будут возвращены в Литву, поскольку их ходатайство о предоставлении убежища находится в стадии рассмотрения. 22 января приемная дочь Гатаевых заявила на пресс-конференции в Хельсинки, что она выступила против своих приемных родителей из-за давления со стороны литовских спецслужб.

Автор:Лидия Михальченко