03:10 / 22.04.2010В Краснодаре тибетские монахи создали и разрушили песочную мандалу

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Краснодаре завершился уникальный проект «Тибет-крыша мира», который представлялся в кубанской столице с 15 по 20 апреля. В нем приняли участие монахи древнейшего монастыря-университета Дрепунг Гоманг.

Мероприятия в рамках программы проходили в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Е. Д. Фелицына. В рамках пятидневного выставочного проекта краснодарцам и гостям города были предложены специализированные лекции, фотовыставка «Мудрость и сострадание», кинофестиваль «Дхарма без границ», а также общение с Верховным ламой Калмыкии.

Самым красочным элементом проекта стало построение песочной мандалы. «Песочная мандала - это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель Вселенной, карта космоса», - рассказал Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Создание мандалы начинается с церемонии открытия: через чтение мантр освящается место, процесс проходит под звуки флейт и барабанов. Затем на деревянную платформу наносится схема мандалы. В последующие дни накладываются цвета. Песок «льют» на платформу из узкой металлической трубки, называемой чакпур, которую трут другим чакпуром, создавая достаточную вибрацию для зерен песка, чтобы они могли просачиваться через тонкий конец.


В Краснодаре этот ритуал проходил в честь буддийского божества Зеленая Тара, олицетворяющего активность, материнскую любовь и сострадание. В буддизме считается, что мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится сам ритуал: ее нельзя оставлять «на память», так как ее предназначение - служить основой для медитационной практики, по завершении которой мандала должна быть разрушена. Процесс ее разрушения - также особый ритуал, который призван подчеркнуть идею о непостоянстве всего сущего.

«Кубанская» мандала, которую буддийские монахи начали строить 15 апреля, была разрушена в среду, 20 апреля. После церемонии разрушения мандалы участники мероприятия прошли по улицам города и провели ритуал развеивания песка над рекой Кубань.

По словам Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, песочную мандалу возводят в целях воцарения  мира на земле, отсутствия войн, болезней и конфликтов. «Однако мир не падает на землю с неба, словно дождь, он рождается из глубин нашей души, из нашего внутреннего состояния», - подчеркнул глава буддистов Калмыкии, отметив, что при этом ключевое значение имеют плодотворный обмен мнениями и диалог. Стремление к диалогу и мирному сотрудничеству буддийские монахи и назвали главной движущей силой, которая привела их в Краснодар.

Как уже сообщал «Кавказский узел», тибетские монахи начали свой путь с посещения главного храма Калмыкии «Золотая обитель Буды Шакьямуни», где возвели песочную мандалу Одиночного Ямантаки. Затем они отправились в длительное турне по городам России. После Краснодара тибетские монахи древнейшего монастыря-университета Дрепунг Гоманг с проектом «Тибет - крыша мира» отправились в Пермь. Они также посетят Новосибирск, Барнаул, Бийск и Горноалтайск.

По словам Тэло Тулку Ринпоче, программа «Тибет - крыша мира» является примером межкультурного и межконфессионального обмена. Сегодня, уверяет глава буддистов Калмыкии, последователи буддизма в России мирно сосуществуют с представителями других конфессий и национальностей, несмотря на то, что в процентном соотношении уступают последователям православия и ислама.

Генеральный директор Краснодарского музея-заповедника имени Фелицына Андрей Еременко, общаясь  с прессой, подчеркнул, что для  музея проведение этой выставки стало очень важным событием.

«Хочется, чтобы сложилось верное понимание - это не политическая акция, а демонстрация среза культуры. Ведь буддизм является третьей традиционной религией России - с 1741 года, с указа Елизаветы Петровны, он был признан государственной религией. Для нашей страны центрами компактного проживания людей, которые исповедуют буддизм, являются Калмыкия, Тува, Бурятия, но в целом буддисты живут по всей России», - заявил Еременко.

Жительница Краснодара Роза Назарова, посетившая мероприятия, проведенные в рамках «Тибет - крыша мира», рассказала корреспонденту «Кавказского узла», что многие в городе остались очень довольны проектом.

«Людей было немало. Особенно в день разрушения мандалы. Я знаю, что люди были не только из Краснодара, приезжали из Анапы, Новороссийска, Сочи, - говорит собеседница. – Причем далеко не все из них глубоко убежденные буддисты. На Кубани очень много тех, кто увлекается эстетикой Тибета и буддизма именно как культуры, а не религии. И для тех, и для других этот таинственный и очень яркий и по действам, и по эмоциям процесс стал настоящим праздником».

Проект «Тибет - крыша мира» осуществляется при поддержке главного буддийского храма Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» и фонда «Сохраним  Тибет» (Москва). Участники проекта - тибетские монахи древнейшего монастыря-университета Дрепунг Гоманг.

Справка. Примерно 20 лет назад ритуал построения мандалы стал культурным достоянием тибетцев. В Тибете мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими и насыщенными естественными красками. Раньше увидеть это таинство не мог никто, но теперь его вынесли на всеобщее обозрение. Решение разрешить тибетским монахам строить песочные мандалы на Западе было принято Далай-ламой XIV. Строя мандалы, тибетские монахи рассказывают людям о своей культуре. Местом для проведения ритуалов стали музеи, галереи и концертные залы. Материалом для мандал служит измельченная горная порода.

Автор:Альбина Астахова